среда, 5 июля 2023 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛЫХ ГЭС.

Мал, да удал: Насколько велики перспективы малых ГЭС? Гидроэнергетика Беседовали Славяна Румянцева ,Валерий Пресняков 127 Олег Лушников, исполнительный директор Ассоциации «Гидроэнергетика России «Желание строить новые ГЭС есть. Но есть и множество барьеров, которые не дают в полной мере эту работу выполнять». О том, как развивается сегодня малая гидроэнергетика исполнительный директор Ассоциации «Гидроэнергетика России» рассказал главному редактору «ЭПР» Влерию Преснякову и шеф-редактору газеты Славяне Ремянцевой. ВП: Олег Георгиевич, в России к малой гидроэнергетике относили объекты с установленной мощностью менее 25 МВт, затем 50 МВт. Какие все-таки объекты гидроэнергетики попадают в категорию МГЭС? - Понятие малых ГЭС в мире имеет довольно широкое толкование и не очень четко обозначено. В некоторых странах (Китай, Канада) МГЭС считаются станции мощностью до 50 МВт. В отдельных штатах США, это значение достигает 100 МВт. В Европейском союзе – до 20 МВт , в Норвегии – до 10, а в Швеции даже до 1,5 МВт. Нет жёсткой классификации. В нашей стране долгое время в соответствии с ГОСТ, утвержденным в 1998 году, считались станции мощностью до 30 МВт. В 2009 году, когда формировались основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии, предусматривающей поддержку до 2024 года, проектов строительства объектов ВИЭ , включая и малые ГЭС (ДПМ ВИЭ 1.0), к этой категории стали относить станции мощностью не более 25 МВт. Когда в конце 2019 года обсуждался второй этап этой программы ДПМ ВИЭ 2.0, по просьбе руководства гидроэнергетических компаний это значение было увеличено до 50 МВт. Это зафиксировано в нормативных документах, определяющих реализацию программы поддержки ВИЭ, которая будет продолжаться до 2035 года. Всего в России под эту категорию, попадают примерно 200 объектов. Сейчас в рамках деятельности Ассоциации «Гидроэнергетика России» мы с АО «Ленгидропроект» приступили к разработке нового терминологического ГОСТа, который стандарта 1998 года определит, что относится малым, микро и мини ГЭС. Планируется, что разработка этого значимого документа будет завершена в конце 2024 года. ВП: Как вы оцениваете сегодняшний потенциал развития МГЭС? - Расцвет гидроэнергетики, в том числе, малых ГЭС, пришелся на период 40-60-х годов 20 века. В это время работало 6,5 тыс. ГЭС в нашей стране. Сегодня в отечественной энергетике около 350 станций, крупных и малых. Снижение их числа стало результатом укрупнения энергобъектов в нашей стране. По стоимости эксплуатации малых ГЭС и поддержания их в работоспособном состоянии они дороже, чем крупные ГЭС и ТЭС . Сейчас для малой гидроэнергетики, как нам кажется, наступило время своеобразного ренессанса. В первую очередь это обусловлено задачами по развитию территорий, отнесенных к технологически изолированным территориальным энергосистемам, а также изолированных от систем централизованного электроснабжения территорий. Причем это не только районы крайнего Севера, где задачи обеспечения надежного энергоснабжения осложнены дороговизной «северного завоза» топлива, но Северо-Запад, Дальний Восток, Сибирь и Кавказ. Вторая веская причина – заинтересованность государства (в лице Минпромторга России) в том, чтобы не потерять компетенции, имеющиеся в производстве оборудования для гидроэнергетической отрасли. Мы сохранили свой потенциал и по каждому из основных элементов оборудования (генераторы, турбины, трансформаторы) можем производить около 4 ГВт оборудования для новых ГЭС, не взирая на западные санкции. Это много. АО «Силовые машины», ГК «ТЯЖМАШ» , НПО «ЭЛСИБ», ООО «Электротяжмаш-Привод» и другие отечественные заводы, готовы соответствовать направлениям и планам, которые намечаются в гидроэнергетике руководством страны. Желание строить новые ГЭС у всех есть. Но есть и множество барьеров, которые не дают в полной мере эту работу выполнять. ВП: Потенциальный заказчик строительства малых ГЭС будет использовать их как источник распределенной генерации, либо предполагается подключение МГЭС к энергосистеме? - Все 17 проектов (5-50 МВт), представленных в разные годы на конкурсы ДПМ, после их завершения будут работать на оптовом рынке в составе энергосистемы. Они учитываются Системным Оператором при проведении регулирования энергосистемы. Вместе с тем, есть возможности получения поддержки проектов строительства малых ГЭС на розничном рынке и в технологически изолированным территориальным энергосистемам и удаленных территориях. СР: Вы сказали, что компетенции у наших предприятий по строительству малой гидрогенерации сохранились. А в части экспортного потенциала этих компетенций хватает? Отечественные производители оборудования имеют необходимые компетенции, а часть из них продолжает сохранять свои позиции в зарубежных гидроэнергетических проектах. Но вместе с тем, требования к экспорту оборудования (не менее 9% от стоимости строительства малой ГЭС должно быть поставлено за рубеж в виде оборудования или инжиниринговых услуг) , которые внесены в новые правила реализации программы ДПМ ВИЭ 2.0. являются определенным барьером, как для потенциальных инвесторов, так и для заводов, которые это оборудование будут поставлять в проекты. Особенно сейчас, когда ряд ведущих производителей находится под санкциями, а оплата за поставляемую ими продукцию затруднена. Мы неоднократно поясняли Минэнерго России и Минпромторгу России, что для копаний-производителей солнечных батарей или ветроустановок требования поставлять продукцию на экспорт в какой-то степени логичны. Но если участники конкурса (гидроэнергетические компании, инвесторы и др.) сами не производят энергетическое оборудование, как они могут гарантировать экспортные намерения и возможности заводов -поставщиков турбин, генераторов, трансформаторов и др. Это стало одним из аргументов для снижения требуемого процента экспорта для гидроэнергетики. Основное оборудование для гидроэлектростанций, как правило, производится индивидуально, учитывая особенности и характеристики конкретной ГЭС и не является серийным. Очень редко гидроэлектростанции имеют совпадающие параметры. Ветроустановку можно спроектировать, построить и поставить и в Африке, и в Средней Азии и она будет везде одинаково работать. Но нельзя просто взять и продать в другой проект гидротурбину, которая проектировалась, строилась и предназначалась для конкретных технико-энергетических параметров проекта ГЭС. Российские инжиниринговые организации, имеющие богатейший опыт проектирования ГЭС во всем мире, часто приглашают участвовать в проектных и изыскательских работах в соседние страны. Как правило это страны СНГ, например, в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию. Мы участвуя в подготовке условий ДПМ ВИЭ 2.0 добились, чтобы такой экспорт инжиниринга тоже засчитывали в Минпромторге России. Пусть мы не всегда всегда везем туда «железо», но мы экспортируем наши умения, что тоже ценно. Кроме того, за счет этого мы восстанавливаем свое присутствие на этом рынке за рубежом. Сейчас там особое место занимает Китай. Он приходит со своими проектами, со своими поставщиками оборудования, своими деньгами на строительство ГЭС. Идет активная экспансия в Африку, Южную Америку и другие страны. В гидроэнергетике Китай играет «в долгую». Китайские компании берут на себя проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию объекта в течении 50 или 60 лет, тем самым возвращая себе инвестированный капитал. Экономика страны, получающих электроэнергию от этих ГЭС, становится сильно зависимой от китайских инвесторов. СР: То есть конкуренция на мировом рынке с Китаем очень жесткая. - Очень жесткая. В мире за последние только 10 лет было введено 20 ГВт малых ГЭС. В России чуть более 1 ГВт малых ГЭС, большая часть которых, введены еще в послевоенное время – в 40-50 годы. Страны, которые имеют такой огромный технологический задел, как Китай, становятся лидерами. Трудно поверить, что еще в конце 80-х годов прошлого столетия, Китай не обладал достаточными компетенциями в гидротехнике и гидроэнергетике и специалисты из МЭИ и других вузов и проектных организаций учили их студентов и консультировали их инженеров и конструкторов. ВП: Сейчас обсуждается идея создания фонда, который будет помогать реализовывать строительство новых проектов малых ГЭС. В частности, соберет портфель проектов ГЭС, сделает по ним всю предпроектную работу, изыскания, определит технические решения. Инвестору останется только назвать сумму капитальных затрат. Как вы оцениваете эту идею? - С моей точки зрения, создать такой свободный банк створов для строительства ГЭС невозможно по ряду причин. Чтобы принять решение о возможности строительства в определенном месте малой ГЭС, необходимо провести большие предпроектные и проектные изыскания. Это касается гидрологии, геологии, вопросов резервирования земель и охраны окружающей среды, строительства водохранилищ, при необходимости -переселения людей и переноса производств. Этот комплекс работ согласовывается в виде проектной документации в региональных органах и федеральных власти. Сделать перечень возможных створов – долгая работа, которая под силу только государству при условии хорошего межведомственного взаимодействия и финансирования. Но самое слабое место этой идеи – вопрос востребованности фонда среди потенциальных инвесторов. К сожалению стране множество примеров создания различных фондов, но несмотря на благие цели их создания , есть очень много вопросов к их деятельности. Работа по определению гидропотенциала наших рек уже проводилась. Например, в 60-е годы этим вопросом занималась сеть институтов Гидропроект по всей СССР. Были оценены возможные места строительства электростанций на почти 1400 реках, определен потенциал, соизмеримый с половиной электропотребления всей страны. Это последнее серьезное исследование в области гидроэнергетических ресурсов. В нем были задействованы и министерства, и Госплан, и 4 академии наук. В 1985 году был подготовлен доклад, включавший примерно 43 каскада и общих зон, где можно было строить ГЭС. Больше масштабных исследований по заказу государства не проводилось. А жаль. Государство, на мой взгляд должно знать какими ресурсами она располагает и каким гидроэнергопотенциалом . Дальше были только конкретные исследования и изыскания, по заявкам заинтересованных компаний, которые уточняли возможность строительства МГЭС в той или иной части РФ. Им подбирали архивные проекты (из тех самых советских исследований), проводили работу по актуализации даннных, в том числе гидрологии водных объектов, которая сильно меняется со временем. Например, на Северо-Западе, в Поволжье и части Центральной России водность рек, по мнению авторитетных специалистов, изменилась на 10% за последние 20 лет. Ситуация осложняется еще и тем, что количество гидрологических станций на реках страны существенно сократилась, а моделирование стоков и водосборных поверхностей дает не всегда достоверный результат. . СР: То есть те МГЭС, строительство которых предполагается сейчас, возводятся на основе старых данных, которые просто актуализируются? - На тех данных, которые и тогда были предварительными и не «привязанными» к конкретным проектным решениям будущих ГЭС. Сейчас на их актуализацию требуется много времени и средств. Десятки миллионов рублей нужны для того, чтобы бы уточнить потенциал точки для строительства МГЭС даже при наличии архивных данных. Это только экспресс актуализация предполагаемого места строительства, которое предлагают исследовательские институты, потому что когда-то раньше оно выглядело перспективным. К сожалению, сейчас потенциал для строительства ГЭС сохранился меньше, чем у трети створов, которые раньше считались перспективными. . СР: Вы говорите про ренессанс малой гидроэнергетики, но, пока итоги ДПМ это не подтверждают. - Могу сказать, что за последние 3 года было отобрано столько же, сколько за все предыдущее десятилетие. Но денег, которые были выделены на ДПМ ВИЭ 2.0 на проекты малых ГЭС, очень мало. Из оставшихся не разыгранными средств можно построить менее 100 МВт ГЭС, в лучшем случае. Эти оставшиеся мегаватты не интересуют ни производителей оборудования, ни компании. Ведь предельный показатель эффективности по одноставочной цене электроэнергии соизмерим с солнечной электростанцией. Для ГЭС мощностью менее 25 МВт, которые будут построены в 2029 году, предельная цена составляет около 10 рублей за кВт*ч, а этот показатель электростанции, функционирующей на основе фотоэлектрического преобразования энергии солнца – 8 рублей. При том, объемы изысканий, строительных работ в стоимости проектов, продолжительность строительства существенно различаются. А поднимать стоимость в заявках уже невозможно, она уже увеличена практически до предельных значений. Осталось мало возможностей для строительства новых ГЭС, и затевать изменения «нормативки» при таком количестве оставшихся средств никто из гидроэнергетических компаний не захотел. Две ведущие гидроэнергетические компании намеривались представить 2-3 проекта на конкурсы в 2023 году, но видимо даже на предельных значениях экономика проектов не удовлетворила лиц принимающих решения. Вообще первоочередные проекты, которые мы собрали и представили в Министерство энергетики в 2020 году, имеющие высокую степень предпроектной проработки составляли - 700 МВт, но на это нужно финансирование. СР: Какой выход из ситуации вы видите? - Надо менять правила игры для в программе ДПМ ВИЭ 2.0 для малых ГЭС. По сравнению с ДПМ ВИЭ 1.0 правила игры для гидроэнергетики в ДПМ ВИЭ 2.0 улучшились. Например, срок строительства был 4 года, за это время не то, что простроить, даже изыскания невозможно провести. Были совсем невнятные условия по локализации оборудования. Это требования отрегулировали и спрос пошел. Но с 2021 года все сильно поменялось, подорожали материалы, оборудование. СР: То есть, вы считаете, что надо менять правила игры? Доводить до ума конкурсные требования, а не создавать фонд, потому что поменять правила гораздо эффективнее для развития малой гидроэнергетики? - С точки зрения реализации программы развития ДПМ ВИЭ 2.0 в части малых ГЭС, да, нужно менять правила игры. . Водные ресурсы дорожают, в мире их ценность и в дальнейшем будет только возрастать, поэтому государство должно знать, каким богатством обладает страна. Не только в виде воды, но и той энергии, которая может быть получена за счет ее использования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий