понедельник, 10 июля 2023 г.

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВИЭ В РОССИИ.

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВИЭ В РОССИИ. Развитие ВИЭ на розничных рынках электроэнергии: районы, входящие в ЕЭС России, и удаленные территории Проекты на розничных рынках электроэнергии являются единичными, преимущественно реализуются проекты, полностью или частично финансируемые за счет субсидий из федерального или регионального бюджетов. Меры стимулирования предусмотрены в рамках предоставления субсидий из федерального бюджета для компенсации стоимости технологического присоединения источников на основе ВИЭ мощностью не более 25 МВт - около 95 млн. руб. в год (только на 2014 и 2015 годы). Также закреплено обязательство сетевых компаний покупать электроэнергию, выработанную на основе ВИЭ, по заданным тарифам с целью компенсации потерь в электрических сетях. Однако требования для расчета таких тарифов еще не приняты[4]. Розничные рынки на территории ЕЭС России На территории ЕЭС России развитие ВИЭ потенциально может быть как экономически эффективным, так и нести дополнительную финансовую нагрузку на потребителей. Во многом поэтому пока не утверждены общие правила по надбавкам к тарифам для ВИЭ на розничных рынках - это правило может привести к общему росту цен для потребителей. При этом на уровне розничного рынка существует предельный уровень роста цен для населения и приравненных к нему групп. Соответственно стимулирование ВИЭ может привести как к росту перекрестного субсидирования между промышленностью и населением, так и к увеличению финансовой нагрузки для региональных бюджетов (из-за требования по компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения). Розничные рынки на удаленных территориях В России много районов, население которых изолировано от централизованных систем электроснабжения (отдельные районы Республики Саха, Камчатского края, Мурманской области и др.). Снабжение потребителей электроэнергией в данных районах преимущественно осуществляется за счет привозного топлива (дизтоплива, мазута, угля), что ведет к высокой себестоимости производства электроэнергии на таких территориях, поэтому здесь развитие ВИЭ, несмотря на высокие удельные капитальные затраты, может быть экономически оправданно (экономия на топливе). Несмотря на экономическую целесообразность, развитие проектов ВИЭ на таких территориях в настоящее время также осуществляется преимущественно за счет субсидирования (из средств федерального и региональных бюджетов). Данная ситуация объясняется тем, что тарифы для потребителей на удаленных территориях (как и требования для квалификации участников) устанавливаются по тем же принципам, что и для других розничных рынков электроэнергии. Ресурсоснабжающим организациям (РСО), работающим на удаленных территориях, из бюджета компенсируется разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения. Для промышленности тарифы устанавливаются общими для всего субъекта Федерации - как для изолированных, так и для централизованных зон; компенсация происходит за счет перекрестного субсидирования между районами одного региона. Данная система может снижать стимулы РСО к реализации даже эффективных проектов. Также данные тарифы являются краткосрочными, что не позволяет инвесторам вкладывать в проект и одновременно быть уверенными в его окупаемости. Выводы В настоящее время в России проекты на основе ВИЭ развиваются преимущественно за счет потребителей на ОРЭМ, которые ежегодно до 2020 года будут переплачивать около 70 млрд. руб. (по оценкам Минэнерго России). На уровне розничного рынка действуют единые подходы для централизованных и изолированных систем, и правила стимулирования для реализации проектов на данном уровне еще не приняты. Существует требование, в соответствии с которым регионы должны ограничивать рост тарифов на электроэнергию для населения, следовательно, при вводе стимулирующих льгот для ВИЭ нагрузка увеличится не только на промышленных потребителей регионального уровня, но и на региональные бюджеты, что ограничивает принятие нормативных документов по стимулированию ВИЭ в рамках централизованных систем. Реализация проектов ВИЭ на изолированных территориях ограничена действующими методами тарифного регулирования - есть необходимость в долгосрочном регулировании тарифов. По теме выпуска: В мире Цели и перспективы европейской биоэнергетики для выработки тепла и электроэнергии За последние годы роль биотоплива в производстве тепловой и электрической энергии в Европе заметно возросла. Правительства тратят значительные финансовые средства для стимулирования этого процесса. Мотивами проведения такой политики являются высокий уровень экологической ответственности и стремление повысить энергетическую безопасность. Однако сегодня сектор биоэнергетики Европы сталкивается со множеством проблем ввиду непростой экономической ситуации, вынуждающей сокращать субсидирование отрасли, а результаты не в полной мере соответствуют поставленным целям. По данным МЭА, в странах ЕС доля твердого биотоплива и биогаза составляет 3,8% в производстве электроэнергии и 15% в производстве тепловой энергии, в то время как в среднем по миру эти показатели равны 1,5% и 3,3% соответственно. Относительного успеха рынок биотоплива в Европе достиг по нескольким причинам. Во-первых, это регион, где цены на традиционные виды энергоресурсов довольно велики. Во-вторых, во многих странах Европы сохраняется высокий уровень развития отраслей, являющихся поставщиками сырья для производства биотоплива (лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Но основным фактором, способствующим развитию сектора биоэнергетики, была и остается значительная государственная поддержка, осуществляемая в виде субсидий, налоговых льгот, применения специальных тарифов на энергию, произведенную на основе возобновляемых источников (ВИЭ), а также введение системы торговли квотами на выбросы СО2. Стоит отметить и масштабную работу правительств по координации взаимоотношений поставщиков топливного сырья, поставщиков технологий и энергетических компаний. Каждая из стран Европы отличается индивидуальными особенностями развития отраслей биоэнергетики, что обусловлено как схемой поддержки по конкретным странам, так и спецификой существования других отраслей. Биотопливо, используемое для производства тепловой и электрической энергии, в целом сегодня является крупнейшим источником возобновляемой энергии в ЕС и, как ожидается, сделает решающий вклад на пути к цели достижения 20-процентной доли ВИЭ в своем общем энергобалансе. Согласно своду Национальных планов действий по возобновляемой энергии стран-членов ЕС биомасса в развитии ВИЭ продолжит занимать далеко не лидирующие позиции в генерации электроэнергии, хотя ее доля будет расти (Таблица 2). В производстве же тепловой энергии биомасса останется основополагающим возобновляемым ресурсом, но доля ее, напротив, будет снижаться. Таблица 2 Планы стран ЕС по использованию ВИЭ в производстве тепло- и электроэнергии в 2015 и 2020 годах Направления использования 2005 факт 2010 факт 2015 план 2020 план Производство теплоэнергии, млн. т н.э. 54,3 67,8 84,7 111,5 доля биомассы, % 96,9 91,0 86,3 81,1 Производство электроэнергии, млн. т н.э. 41,2 54,9 77,5 104,6 доля биомассы, % 12,6 16,2 18,7 19,0 Источник - Европейская комиссия на основе Национальных планов стран ЕС по развитию возобновляемой энергетики (Renewable Energy Action Plans) Подавляющая часть потребления твердой биомассы к 2020 году в ЕС по-прежнему будет покрываться за счет внутренних поставок. Однако импорт из третьих стран, по прогнозам, вырастет к концу десятилетия до 21,4 млн. т н.э., что составит около 20% потребления первичных биоэнергоресурсов. Это, вероятно, будет покрываться за счет поставок, осуществляемых в значительной степени в виде древесной щепы и прессованной биомассы. При этом в числе наиболее вероятных поставщиков находятся США и Канада, а также Россия, Украина и Беларусь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий