суббота, 17 июня 2023 г.

ЗЕЛЁНАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. ВИЭ.

Павел Сниккарс: У российской электроэнергетики зеленый энергобаланс 210 В общем объеме выработки российской электроэнергетики 40% занимают атомная, гидроэнергетика, ВИЭ. «То есть у нас эффективный энергобаланс, и надо и дальше развиваться в эту сторону. Однако массового развития возобновляемых источников энергии не будет, если не будут развиваться отечественные технологии, не появится дополнительных производств оборудования для ВИЭ. По итогам встречи с заместителем министра энергетики РФ Павлом Сниккарсом «ЭПР» подготовил тезисы, озвученные замглавы ведомства. Доступность технологий «Вопрос локализации — это вопрос политики и обеспечения технологического суверенитета. ВИЭ — не только имиджевая история. Это еще и вопрос доступности технологий. И Российская Федерация должна обладать всеми технологиями и оборудованием для производства электроэнергии. Хотелось бы, чтобы мы имели универсальную линейку любого типоразмера оборудования на любом виде топлива там, где нам нужно. С другой стороны, ВИЭ — негарантированный объем выработки электроэнергии. Продлевать механизм поддержки ВИЭ после 2031 года не планируется. По крайней мере, по солнечным и ветряным электростанциям точно не планируем. Но мы проанализировали результаты конкурса текущего года, и именно по малым гидроэлектростанциям допускаю пересмотр предельной одноставочной цены и, возможно, увеличение квоты». Высокопеременная нагрузка «Высокая концентрация объектов ВИЭ будет вызывать сложности в регулировании работы энергосистемы. У нас великая страна с точки зрения природных ресурсов территории. Но с использованием ветра и солнца есть несколько ограничивающих моментов. За исключением некоторых субъектов Российской Федерации, ветер и солнце (в достаточном для производства электроэнергии объеме) есть далеко не на всех обжитых многонаселенных территориях нашей страны. Высокая концентрация объектов ВИЭ будет вызывать сложности в регулировании работы энергосистемы, это высокопеременная нагрузка, и ее нужно балансировать дополнительными резервами. Пики производства и спада выработки электроэнергии ВИЭ надо стабилизировать другим типом генерации. Чтобы другой тип генерации также ненормированно работал, ему нужно оплачивать постоянные и переменные затраты. Это тот самый резерв, о котором постоянно говорят, что он перегружен. Сообщество системных операторов Европы продвигают зеленую повестку. Но в странах ЕС направляют значительные средства на коннекторы — большие линии постоянного тока. Их создание финансирует не одна страна, а весь Евросоюз, чтобы фактически снять все сетевые ограничения. Чтобы, например, ненормированность выработки ветра в Германии компенсировать производством электроэнергии атомных станций во Франции. Так и достигается баланс энергосистемы. Но Единая энергосистема дает больше преимущества стабильности и энергобезопасности. В том числе можно для создания резерва иметь меньше объектов генерации». Перспективы зеленых сертификатов «Углеродный след, источник происхождения электроэнергии, использованной при производстве продукции, даже при экспорте на рынки дружественных стран, все равно придется подтверждать. Поэтому уверен, что у низкоуглеродных (зеленых) сертификатов перспектива большая. «Совет рынка» уже получил международную сертификацию своей методики, то есть она соответствует международным стандартам. Очень жаль, что проект закона очень медленно идет. Пока мы думаем, даже Узбекистан принял решение о запуске низкоуглеродных сертификатов. Задержки с запуском системы в нашей стране связаны с тем, что потребители «не согласны с внедрением зеленых сертификатов», поскольку считают введение этого инструмента «еще одной мерой поддержки ВИЭ». Напомню, что закон классифицирует генерацию по типам. Вводится понятие низкоуглеродный источник электроэнергии, под это определение подпадают производители атомной энергии. Выделены возобновляемые источники энергии. И, соответственно, поскольку сертификаты могут выдаваться на электроэнергию, выработанную разными типами генерации, потребитель может выбирать и покупать только ветер или солнце, атом, большую или малую гидроэнергетику. Тем более, по законодательству РФ, к ВИЭ относятся и мусоросжигающие заводы, хотя при этом у них есть выбросы СО2. Однако ряд крупных потребителей уверен, что их вынуждают заплатить еще раз. Но это не связанные между собой вещи. Мы не вводим другой признак, который позволит собрать деньги. Законопроект вводит понятие атрибута генерации, показателя качества использованной электроэнергии. Да, возможно, когда этот рынок разовьется, это приведет к дополнительным доходам всех производителей низкоуглеродной электроэнергии, в том числе за счет ветра и солнца. И впоследствии снимет необходимость дополнительной нагрузки в виде мер поддержки ВИЭ или промышленников в части договоров на поставку мощности»*. * Изначально предполагалось, что система обращения сертификатов происхождения электроэнергии будет создана в России к 2023 году, а объем обращения этих инструментов должен составить не менее 400 млрд кВт•ч в год. Однако на сегодня законопроект о низкоуглеродных сертификатах прошел только первое чтение в Госдуме. Документ вводит понятия «сертификатов происхождения электрической энергии» и «атрибутов генерации». Последние — это позитивные эффекты для окружающей среды и здоровья человека, которые возникают при производстве электроэнергии на низкоуглеродных источниках. Согласно законопроекту, они станут объектом гражданских прав, с помощью которого можно «монетизировать» позитивные эффекты. Низкоуглеродный («зеленый») сертификат — электронный документ, выдаваемый по факту производства электроэнергии на объектах с низким углеродным следом (СЭС, ВЭС, ГЭС, АЭС). Его получение будет правом, но не обязанностью владельцев электростанций. Также законопроект предполагает подробную регламентацию отношений, связанных с выпуском и обращением российских низкоуглеродных сертификатов. С помощью системы низкоуглеродных (зеленых) сертификатов потребители электроэнергии (в первую очередь энергоемкие предприятия) смогут подтверждать, что при производстве их продукции использовалась электрическая энергия, произведенная на ВИЭ и низкоуглеродных источниках. Неналоговый сбор с энергетики Запуск рыночных механизмов на Дальнем Востоке планируется перенести с ноября на январь. Либерализация цен в неценовых зонах изначально была запланирована на ноябрь 2023 года. Но с учетом необходимости полной и детальной доработки нормативно-правовых изменений сроки могут сдвинуться на январь 2024 года. Однако запуск рынка не меняет характера работ изолированных территорий Дальнего Востока. Механизм выравнивания тарифов вводился для территорий, входящих в Дальневосточный федеральный округ, которые имеют средний тариф выше среднероссийского. Сейчас все территории Дальнего Востока, которые присоединены к ЕЭС, имеют тариф ниже среднероссийского. Исключение составляют пять регионов, которые получают надбавку: Камчатка, Сахалин, Чукотка, изолированная часть Якутии, Магадан, Николаевский район Хабаровского края. Все остальные ее не получают, а если бы получали, то надбавка была бы не 37 миллионов, а значительно больше. Поэтому запуск конкурентного ценообразования в неценовых зонах не меняет характер работы этих изолированных территорий. Возможно, мы пересмотрим долю, которую оплачивают первая-вторая ценовые зоны, и, если будет возможность, частично перераспределим на Дальний Восток. Но базово ничего не поменяется до 2028 года. Нерыночное ценообразование — это неналоговый сбор с энергетики. В таком случае энергетика финансирует решение социальных задач, хотя это функция государства. И если решается государственная задача обеспечения условий жизни на удаленных территориях, их освоение, то финансироваться она должна из бюджета государства. Возможно, здесь нужно считать мультипликативный экономический эффект от перевода финансирования этих затрат в государственный бюджет. Например, корреляция высокой цены на электроэнергию, в том числе в виде высоких затрат на нее бюджетных предприятий. Инвестиции в электроэнергетику, даже если они связаны с ростом цены на электроэнергию, не дают никакого негативного экономического эффекта для развития экономики. Потому что любой рост цены приводит к сбалансированности в виде дополнительных затрат поставщикам кабельной, энергетической, металлопродукции. Все это связано с оплатой ресурсов»**. ** Напомним, что для распространения рыночного ценообразования на территориях неценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности Минэнерго подготовило соответствующие изменения в закон об электроэнергетике и правила оптового рынка. Присоединение неценовых зон к ценовым и переход к конкурентному рынку будет поэтапным. На первом этапе предполагается начать частичную торговлю электроэнергией и мощностью по конкурентным ценам, а далее либерализовывать рынок в зависимости от экономической ситуации. Либерализация не затронет население — для него электроэнергия, как и на всей территории страны, будет поставляться по регулируемым тарифам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий