понедельник, 23 октября 2023 г.

ЭЛЕКТРОСЕТИ РОССИИ.

За надежность электросетей должны отвечать профессионалы Электрические сети и сбыт Елена Восканян 436 В распределительном электросетевом комплексе накопилось множество проблем. После реформы энергетики внимание было сфокусировано на доступности энергетической инфраструктуры. Увы, в ущерб надежности энергоснабжения. На сегодня есть ряд поручений Президента РФ, в основном ориентированных на три направления. Сокращение количества территориальных сетевых организаций (ТСО) во всех регионах. Повышение надежности, то есть приведение электросетевых объектов к нормативному состоянию, снижение их износа. И создание единых центров компетенций в каждом регионе. Консолидация, которая должна осуществляться на базе ТСО, этим направлениям и соответствует. Но оправданна ли ставка на создание монополии внутри естественной монополии? И какое влияние реформа окажет на развитие электросетевого комплекса, представители отрасли разбирались на форуме «Российская энергетическая неделя» (РЭН-2023). Конкуренции не получилось По словам заместителя министра энергетики РФ Евгения Грабчака, когда Минэнерго подходило к данной проблематике и размышляло, что делать с той революцией, которую реформа РАО «ЕЭС России» произвела в части распределительного электросетевого комплекса, нельзя было не заметить: он находится в плачевном состоянии. К этому привели недофинансирование, неплатежи и повышающийся износ. Евгений Грабчак«С одной стороны, конкуренция должна была стимулировать конкурентную борьбу, — комментирует Евгений Грабчак. — Должны были появиться сетевые компании, в том числе малые, которые бы формировали лучшие практики и показывали крупным компаниям с госучастием, как можно работать, оптимизировать затраты и быть первыми с точки зрения обслуживания конечных потребителей». Однако никакой конкуренции не получилось. Был сделан вывод, что сформированные на текущий момент внутри отрасли отношения в целом внутри сетевой составляющей энергетики не позволяют перейти к таким рыночным отношениям и сформировать такую конкуренцию, которая бы двигала вперед развитие распредсетевого комплекса. «Нас в первую очередь интересовал именно он, поскольку напрямую завязан на удовлетворение нужд потребителей, социальную стабильность. Мы учимся планировать, играть в долгую, окупать инвестиции в горизонте 20–30–40 лет. Распредкомплекс не позволяет это сделать. Казалось бы, мы идем в сторону развития конкуренции, и это правильный вектор. С другой стороны, распределительный сетевой комплекс — это огромная социальная нагрузка. Ответственность за нее несет государство, оно же ответственно за тарифообразование, за инвестиции. Таким образом, одной рукой государство регулирует поток инвестиций в эту естественную монополию и понимает, что они нужны. С другой — есть прочие задачи. Не секрет, что у нас постоянные выборные циклы, плюс нужно обеспечивать социальную стабильность. Этот баланс интересов мы, к сожалению не нащупали. Государство не может в текущем моменте развития отношений в экономике позволить себе конкуренцию, создание конкурентных преимуществ. Но видит, что в большом количестве регионов, на откуп которым отдана главная составляющая функционирования распределительного сетевого комплекса — тарифы, наблюдаются существенные перекосы в тарифообразовании. И было принято решение о частичном возвращении к монополизации. Поскольку именно государство финансирует программы повышения надежности электросетевого бизнеса, распределительных сетей, а также нерыночными мерами решает проблемы электрообеспечения в ряде регионов, в частности, на Северном Кавказе, этот шаг кажется обоснованным». Называть вещи своими именами «Удивляет полупозиция Минэнерго. Это очень оригинальная формула: сначала уходить от естественной монополии к внутренней монополии в естественной монополии, а потом возвращаться к конкуренции. Валерий СелезневКонкурентная модель, которая была выбрана в сетевом комплексе, себя просто не оправдывает, потому что в монополии нет места для конкуренции, — заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. — На сегодня мы имеем кучу разрозненных ТСО, владеющих различным количеством объектов электросетевого хозяйства. Сейчас их число подчищается количественными методами. Мы видим неравномерное распределение котла по опексам. У одних компаний на условную единицу он составляет 150 тысяч рублей, у другой — кратно меньше. Экономически смысла в этом для потребителя никакого нет и не может быть». Депутат напомнил о поручении Президента РФ о подготовке проекта федерального закона о системообразующих территориальных сетевых организациях (СТСО). Ответственными были назначены премьер-министр Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Могу сказать от Госдумы: мы все еще ждем законопроект о СТСО, — отметил Валерий Селезнев. — Скоро год заканчивается, а воз и ныне там. В законопроекте необходимо зафиксировать единый центр компетенций. Но не каждый губернатор разбирается в электроэнергетике и сможет организовать мощный штаб с учетом специфики отрасли. А она требует навыков, знаний, компетенций, наличия линейного, управленческого персонала, запасов необходимого оборудования, в том числе на случай аварий. Особые навыки требуются и для прохождения сложных периодов — ОЗП, паводков, сезона гроз и так далее. Это должны делать профессионалы». Следовательно, надо создавать единую СТСО, которая будет осуществлять общее руководство надежностью обеспечения электропотребления в регионе и не будет подчиняться каким-то зарубежным лицам. «Важно закрепить преимущественное право СТСО по приобретению и подхвату того оборудования, которое высвобождается у ТСО, утративших статус в силу несоответствия критериям, — убежден Валерий Селезнев. — Нужно собрать весь бесхоз и передать его в упрощенном порядке в ведущие СТСО. Они по факту существуют, их осталось только закрепить. В большинстве регионов СТСО — это ДЗО Россети. А там, где Россети не присутствуют, есть также ведущие ТСО, принадлежащие РусГидро или еще кому-то. Это наши компании, которыми напрямую или опосредованно владеет государство, а значит, надо выработать единый государственный подход». Противоречий и рисков нет Виктор Мамин«Я бы не говорил о том, что резко изменилась позиция относительно ТСО. Наоборот — это редкий пример последовательной позиции многие годы. Еще в Стратегии развития электросетевого комплекса, принятой в 2013 году, относительно ТСО и консолидации были указаны параметры и целевая модель в общем», — отметил первый заместитель губернатора Челябинской области Виктор Мамин. Вместе с тем, в последние пять лет на уровне регионов людям все равно, какая компания их обслуживает, кто должен дать им электричество, воду или тепло. Если ресурсов нет — вопросы адресуются властям. В этой связи во главу угла встал вопрос надежности. «Нельзя ставить задачу делать продукт с максимальным качеством с минимальными затратами. Нужно действовать последовательно. Выбрать что-то одно. Либо продукт с максимальным качеством, либо с минимальными затратами. А потом заниматься вторым компонентом. Здесь то же самое. Мы выбираем то, что должны поставить во главу угла. За последнее время на уровне регионов нас научили оценивать друг друга по показателям. Так, нас сравнивали во время пандемии коронавируса, по вопросам СВО, по надежности. Учитывая, что в каждом регионе будет СТСО, бенчмарк внутри Россетей возможен и будет подталкивать одних двигаться к другим. Все равно головное управление будет, так или иначе, оценивать успешность деятельности своих организаций. Здесь нет противоречий и рисков», — считает Виктор Мамин. Дополнительные возможности или обременение? Заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО «Россети» Даниил Краинский подтвердил: задача обеспечения надежного энергоснабжения является ключевой, но во многих регионах она по-прежнему остается проблемной. Выходом из ситуации действительно может стать появление СТСО. Даниил Краинский«СТСО — это, прежде всего, инструмент решения проблем, накопившихся в электросетевом секторе. Я имею в виду бесхозяйное имущество и необходимость устранения аварий. В том числе на сетях, которые не являются сетями этих потенциальных СТСО. Проблему, связанную с наличием массива бесхозяйных сетей, мы наблюдаем на протяжении 25 лет. Было несколько поручений Президента РФ на этот счет. В 2021 году мы получили дополнительный инструментарий для консолидации бесхоза. Эта история — основная для обеспечения исполнения социальных задач», — подчеркнул представитель ПАО «Россети». Он полагает, что в случае с СТСО речь идет не о дополнительных возможностях, которые получает ТСО, наделенная этим статусом, а об обременении. Ведь без решения проблемы с бесхозяйными объектами не удастся стабилизировать ситуацию. «Вызывают беспокойство и системные аварии. Мы таких случаев видели достаточно много. Только за последний год в четырех регионах наши ДЗО устранили аварии на чужих сетях. Выполнение соответствующих работ было возможно обеспечить только силами наших ДЗО, потому что другим компаниям не хватает мощностей и финансирования», — заявил Даниил Краинский. Фото: Фотобанк Росконгресс

Комментариев нет:

Отправить комментарий