воскресенье, 8 октября 2023 г.

РЕГИОНЫ ГДЕ НЕТ ЭЛЕКТРОТЯГИ.

В каких регионах России нет электротяги? Рельсовые зарисовки На каналах «ПОД СТУК» и «Уголок урбаниста» вышли статьи на тему: в каких регионах России нет железной дороги? Продолжу тему немного в другом направлении — в столицах каких регионов и в каких регионах целиком ЖД неэлектрифицирована? Конечно, «под проводом» Ленинград, Москва, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и даже далёкие Хабаровск с Владивостоком. Столица региона 01 — Майкоп — не просто электрифицирована, там находится скоростной полигон «РЖД», благодаря небольшой загрузке этой линии там можно беспрепятственно вести скоростные испытания. Причем Белореченская — станция стыкования двух родов тока, из Армавира подходят 25 киловольт, из Туапсе — 3 киловольта. Почему РЖД не выберет один род тока? Vivan755 13 сентября 2022 Заодно переключаемым сделан и скоростной полигон Белореченская — Майкоп, что позволяет испытывать любую технику. Но даже сравнительно недалеко от Москвы есть «медвежьи области», где электротяги нет. Начну с тех регионов, где был сам, и по порядку номеров. Нас ждут весьма интересные случаи... Повторюсь: дело касается лишь областных центров без электротяги либо регионов целиком без неё. Отдельные неэлектрифицированные ветки есть даже в Москве, до недавних пор неэлектрифицированным было МЦК — оно тогда называлось МОЖД. Чувашия В Чебоксары ведёт неэлектрифицированная тепловозная ветка от магистрального хода Москва — Казань — Екатеринбург, электрифицированного почти по всей длине переменным током 25 кВ. Начинается она на самой крупной станции Чувашии — в Канаше́. Вот идущая из Чебоксар автомотриса чехословацкая АЧ2 завода Vagonka Studenka прибывает в Канаш, 2008 год: На север от Канаша идёт тупиковая чебоксарская ветка, на юг — такая же «беспроводная» линия в Мордовию, а с запада на восток проходит могучий южный ход Горьковской дороги. Вот ещё один чех — Škoda 62E или ЧС4Т: Ставропольский край Через регион 26 идёт линия Ростов-на-Дону — Минводы — Владикавказ Северо-Кавказской дороги, электрифицированная, как и оба главных хода Горьковской дороги, переменным током. «Под током» даже тупиковое «курортное» ответвление Минводы — Кисловодск, поскольку там довольно плотное движение электропоездов — пара в час (москвичи, не смейтесь). Но сам Ставрополь — на тепловозной тяге. И ещё один интересный факт: Пятигорск, стоящий как раз на кисловодской ветке — столица Северо-Кавказского федерального округа, единственный центр ФО, не являющийся одновременно областным центром. Амурская область Центр губернии, Благовещенск, стоит на берегу Амура напротив китайского Хайхэ, сюда приходит линия с узловой станции Белогорск. Белогорск — большая участковая станция на главной железной дороге страны, Транссибе, там царят 25 киловольт: Этот снимок уже был в статье «ТЭД-10»: ТЭД-10. Что за зверь трансформатор, он же на жаргоне «транс»? Vivan755 3 июня 2021 Но, как видим, рядом с электровозом капает маслом тепловоз. 107-километровая ветка на Благо, как зовут свой город благовещенцы, очень спокойна и по профилю пути — лежит в степях, и по движению — 5-6 пар поездов в сутки, поэтому там трудятся тепловозы. Вот вездесущая путевая машина (ПМГ — путевой моторный гайковёрт) на перегоне Низина — Белогорск-I: Архангельская область Четвёртый регион в списке — и четвёртый, где электротяга в целом есть, но не в областном городе. Основной грузопоток идёт с юга, с Вологды, и в ста километрах от Архангельска — в Обозерской — поворачивает на запад, в карельский Беломорск, выходя потом на мурманский морской порт. Это направление электрифицировано, вот ЧС4Т с пригородным поездом Емца — Вонгуда на линии Обозерская — Беломорск: А вот ветка от Обозерской на север, на Архангельск — нет. На 350-километровой линии, тянущейся через губернскую столицу на Карпогоры, работают одни из самых старых тепловозов РЖД — 2ТЭ10М и 2ТЭ10У, в основном ещё с 2-тактными дизелями 10Д100. Видимо, депо Исакогорка (узловая станция Архангельска) получает все обновки в последнюю очередь. Вид на Октябрьский округ Архангельска из-под крыла Ан-26: Здесь можно разглядеть парк станции Архангельск-Город (обведён зелёным) и треугольник, по которому можно уехать на Бакарицу, можно на Жаровиху, а можно напрямую с Бакарицы на Жаровиху (справа): Как видите, поднятых токоприёмников не заметно... Ивановская область Регион, знаменитый некогда ткацкими фабриками и работавшими на них невестами, электрических железных дорог не имеет. «Ласточка» из Москвы бо́льшую часть пути следует «под проводом», но в Иваново её привозит тепловоз ТЭП70БС, питание 3000 вольт от которого этому электропоезду жизненно необходимо. Об энергоснабжении состава — здесь: Почему кондиционер вагона не работает на стоянке? Vivan755 26 августа 2022 Станция Иваново, у первой платформы как раз стоит БС с «Ласточкой»: Здесь пересекаются две линии. Одна, более загруженная, идёт из Болого́го через Сонко́во, Ярославль, Иваново в Ковров, то есть по сути из Петербурга в Нижний Новгород. Вторая, тупиковая, идёт из Москвы в Ки́нешму, отходя от направления Москва — Ярославль под Александровом. Фрагмент суперкарты Дмитрия Зиновьева (https://parovoz.com/maps/supermap), синий — 3 кВ, зелёный — 25 кВ, сиреневый — 0 кВ: Прибываем на ТЭП70БС в Ковров, уже заехали «под провод» — это главная ЖД страны, Транссиб, здесь переменный ток: Псковская область Ещё один регион совершенно без электротяги. Сам Псков в наши дни — самый настоящий угол географии, здесь пересекаются линии, идущие из Бологого в Эстонию (через Печоры) и из Петербурга в Латвию (через Пыталово). Основное движение идёт через станцию Дно, что на краю области, между Бологим и Псковом. Вот сочный старый ТЭП70 с кузовом второго типа (как говорят в любительских кругах, «вертикальнобуферный») на станции Псков-Пассажирский: А вот линия на Ээсти. Простояли несколько часов, поездов не было, пришлось заснять автобус: Водитель с интересом разглядывает мои вездесущие велы — Белый и Жирик. Тамбовская область По западу региона 68 проходит сочинский ход, а конкретно — его участок Ряжск — Мичуринск — Грязи Юго-Восточной дороги. Естественно, он электрифицирован — 25 кВ, 50 Гц. Вот пенсионер ВЛ80К-498 — в прошлом грузовой электровоз, а тогда просто рельсосмазыватель: Зачем смазывать рельсы? Vivan755 16 января В Мичуринске на восток отходит линия на Тамбов, которая в Тамбове разделяется на грузонапряжённую линию на Рти́щево и малодеятельную на Балашо́в — это уже всё неэлектрифицировано. Грузонапряжённая линия — часть широтного хода Оренбург — Новоперелюбская — Саратов — Ртищево — Кочетовка (часть мичуринского узла), это и нефтепродукты, и оренбургская сера, и многое другое. Что в Ртищево, что в Кочетовку поезда привозят электровозы, но 240-километровый участок между этими станциями — полигон работы тепловозов, в том числе громадин 3ТЭ116У: «Тройники» — лебединая песня Луганского завода, 3-секционная версия, их сделано всего 17. Базовых 2-секционных 2ТЭ116У сделано больше 300. Так что в Тамбовской области электротяга есть, но в самом Тонбове, как этот город звали раньше — нет. Ульяновская область В этой уникальной области есть все три современных российских вида тяги — тепловозная, постоянного тока и переменного. Правда, всё это великолепие — на юге области, вокруг Сызрани, которую регион 73 охватывает «подковой» с запада. Из этого крупнейшего узла Самарской области в Ульяновскую идут аж 4 линии: постояннотоковые на Москву (через ульяновскую И́нзу) и Пензу (через Новоспасское), переменнотоковая на Саратов и тепловозная на сам Ульяновск: Это фото стоит на обложке статьи «ТЭД-14»: ТЭД-14. Ток плавно растёт, тепловоз спокойно трогается... Vivan755 2 сентября 2021 Взятие тяжёлого подъёма от Сызрани в сторону Саратова описано в статье «ТЭД-25»: ТЭД-25. Защитники команды «Локомотив». Вступление Vivan755 17 апреля Сам Ульяновск — 4-лучевая звезда, отсюда идут неэлектрифицированные линии на Инзу, Сызрань, Бугульму́ и под Казань, в Свия́жск. Восточная бугульминская линия сразу пересекает Волгу, вот пассажирский поезд прибывает со стороны Бугульмы: Почему не просто «из Бугульмы»? Потому что он может идти из недалёкого Димитровграда, где стоят знаменитый ДААЗ (автоагрегатный завод) и ядерный центр, может ехать из Набережных Челнов — линия подходит под Бугульмой, а может и действительно из Бугульмы. Императорский мост — однопутный, сразу за ним лежит пост Заволжский, на Верхнюю Террасу приходит уже двухпутный перегон. Здесь виден хвост грузового, уже прошедшего пост: О том, что такое станция и перегон — в первом видео серии «Зелёная полоса». Ханты-Мансийский АО Регион, в котором я прожил 17 лет, поистине уникален: в нём не просто нет электротяги на ЖД окружного центра, там вообще нет ЖД в окружном центре, хотя в округе она есть! Затерянный среди болотистых равнин Ханты-Мансийск, он же ХМ — по сути мало значащий для экономики Вашингтон, чисто формальный административный центр: А средоточие жизни, Нью-Йорк ХМАО — Сургут, до которого от ХМ триста километров. Там в числе прочего находится и крупнейшая станция региона, ещё с советских времён оснащённая передовыми на тот момент тепловозами 2ТЭ116 и мощнейшими 8-осными маневровыми ТЭМ7А: Ближе к Сургуту, севернее Пыть-Яха, начинаются те самые болотистые равнины, а вот южнее профиль пути довольно весёлый, особенно от Тобольска до Демьянки (это ещё Тюменская область) — Сибирские Увалы. Приключения 2ТЭ116 в этих местах — в статье «ТЭД-8»: ТЭД-8. «Чёртова река, подмыла мне дорогу» — досадно выл тепловоз... Vivan755 24 апреля 2021 А теперь — регионы, где я не бывал. Якутия В республике Саха́ строится железная дорога в Якутск, доведённая уже до Нижнего Бестяха — осталось лишь форсировать реку Лена, то есть построить мост. Дорога находится в ведении ОАО «АК "Железные дороги Якутии"», на ней работают уникальные машины — модернизированные 2ТЭ10МПGE и новые ТЭ8, магистральные тепловозы свойственной маневровым машинам капóтной компоновки. Нечто подобное работает в Казахстане — ещё один вариант модернизации 2ТЭ10М в «капотник»: Весь секрет — в «необслуживаемой» по нашим меркам импортной силовой установке, поэтому и постоянный доступ локомотивной бригады к дизелю не предусмотрен (попробуйте в минус сорок с ветром осмотреть дизель на ходу!) А ТЭ8 выпускаются тем же заводом, что и ТЭМ7А (см. выше в заметке о ХМАО), и на той же фирменной людиновской ходовой части с колёсной формулой 2о+2о–2о+2о. ЖДЯ не электрифицированы и вряд ли будут. Калмыкия Эта республика во многом необычна: и народ тут весьма самобытный — родственники монголов, живущие на западном берегу Каспия, и железная дорога в Элисту — тупиковая и неэлектрифицированная. В этом краю южнее Волгограда электротяга без особой надобности: профиль пути до тоски равнинный, то есть больших мощностей не надо, движение тоже не особо интенсивное. Карачаево-Черкесия Черкесск находится немного в стороне от уже упомянутого магистрального хода Армавир — Минеральные воды, и через него идёт неэлектрифицированная тупиковая ветка Невинномысская — Джегута. Республика Коми Огромная и бо́льшую часть года холодная северная республика довольно богата железными дорогами, но вот электротяги здесь нет нигде, включая столицу —Сыктывкар, куда ведёт ветка от узлового Микуня. При СССР не успели, а впоследствии воркутинские шахты — основной грузоотправитель — начали закрываться, грузопоток упал... Крупнейший узел Коми — Ми́кунь, оттуда в сторону Большой земли линия выходит на Ко́тлас, это уже Архангельская область. А уже с Котласа можно уехать на юг в Киров (Кировская область) и на запад в Ко́ношу (Архангельская область), вот котласский ТЭП70 на мосту через реку Ва́га, что перед Ве́льском, незадолго до Коноши: Марий Эл Через Йошкар-Олу проходит малодеятельная тупиковая ветка на Яранск. Отпочковывается она на станции Зелёный Дол под Казанью, всё от того же южного хода Горьковской дороги, а вот самый частый гость в Яранске — рельсовый автобус, тепловозы с вывозными поездами ходят не каждый день. Вот перегон Юдино — Васильево, что между Зеленодольском и Казанью: В сторону Казани едут электровоз ЧС4Т, приведший в Кана́ш поезд Москва — Чебоксары (дальше его повёл тепловоз), и тепловоз 2ТЭ10В, работавший на йошкар-олинской линии. Чечня Когда-то здесь был переменный ток 25 кВ, но «стараниями» генерала Дудаева не только контактной сети — пути кое-где не стало. Сейчас республика полностью на тепловозной тяге. Сахалинская область Без комментариев — на Сахалине до недавних пор была японская колея 1067 мм, ходили тепловозы ТГ16. Лишь недавно перешили колею на 1520 мм и завезли тепловозы 2М62У. На смену ТГ16 со старыми корабельными дизелями М756 планировался новый ТГ16М с дизелями 12ДМ, но он показал низкую надёжность. В итоге выпущено всего 6 машин, они все работают недалеко от завода, в Орле. А это испытания ТГ16М на Большой московской окружной в 2016-м: О младшем брате М756, дизеле Д12 — в статье о МАЗ-543 и маленьких тепловозах: Правда ли на «Урагане» два дизеля? И что у него за дизель? Vivan755 12 февраля Херсонская область Опять же, через новый регион России проходит электрифицированная линия — исторический ход Москва — Крым, но Херсон стоит в стороне и обслуживается тепловозами. Вот один из херсонских 2ТЭ10У под Доли́нской, Кировоградская область: С юго-востока Херсонская область граничит с Крымом, там основные линии электрифицированы давно, о чём говорит род тока — постоянный, можно было проехать одним электровозом от самой Москвы: Старая дорога в Крым и её соседи. Часть I: Москва — Орёл Vivan755 21 февраля Ямало-Ненецкий АО Тут всё примерно так же, как и у южного соседа — ХМАО: столица региона находится в захолустном 50-тысячном Салехарде, где вообще нет железной дороги. Она идёт через более крупные 100-тысячные Ноябрьск и Новый Уренгой. И, конечно, она не электрифицирована — профиль пути тут намного проще и движение в несколько раз слабее, чем в ХМАО. Велика Россия и все её железные дороги «верхними рельсами» (контактной сетью) не накрыть, но на главных ходах без них никуда

Комментариев нет:

Отправить комментарий