понедельник, 9 октября 2023 г.

ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ ДО 2029 ГОДА.

Что СиПР грядущий нам готовит. Проект Схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР) на 2024–2029 годы в сентябре прошел через процедуру общественного обсуждения и, надо полагать, скоро будет доработан с учетом поступивших пожеланий и принят к реализации. Какие задачи должен решать сей программный документ и почему его критикуют — в материале «ЭПР». СиПР – программный документ новой системы перспективного планирования развития (строительство и модернизация объектов) электроэнергетики, рассчитанный на ближайшие шесть лет. Первый проект — на 2023–2028 годы — обсуждался и принимался в январе текущего года. Второй — нынешней осенью, и в нем также содержатся самые актуальные прогнозы спроса на электроэнергию и мощность. В основе документа лежат планы экономического развития регионов, которые учитывают поданные заявки на технологическое присоединение новых объектов к сетям. Правильный расчет Комментируя подготовку второго проекта СиПР к общественному обсуждению, представители Системного оператора Единой энергетический сети подчеркнули, что для определения возможности и условий надежной работы энергосистемы в прогнозируемых условиях применяется разработанная специалистами компании перспективная расчетная модель. Созданию документа предшествует анализ режимно-балансовой ситуации в регионах для определения энергорайонов с ожидаемым в ближайшие годы дефицитом мощности. И уже по итогам полученной информации разрабатываются наиболее эффективные с точки зрения затрат и получаемого эффекта мероприятия для решения важнейших вопросов. Подготовкой СиПР — масштабного и важного документа — занимаются более 500 участников рынка из числа генерирующих и сетевых компаний, территориальных сетевых организаций, а также региональных органов власти. СиПР 2024–2029: основное Предварительные расчеты показали, что реализация СиПР 2024–2029 гг. потребует инвестиций в размере примерно 3,2 трлн рублей. Из приложения к проекту следует, что в следующие шесть лет основное внимание энергетиков будет приковано к трем энергозонам: на юго-востоке Сибири необходимо построить не менее 1225 МВт новой мощности, в ОЭС Востока — от 1348 до 1483 МВт, а в юго-западной части ОЭС Юга — 857–943 МВт. К примеру, во второй проблемной энергозоне предполагается возвести 453–498 МВт (в центре энергосистемы Амурской области и левобережной части энергосистемы Хабаровского края); 450–495 МВт в правобережной части энергосистемы Хабаровского края и Приморского края; 220–242 МВт в южной части энергосистемы Приморского края; а также 225–247 МВт в северной части энергосистемы Хабаровского края. Решить проблему энергодефицита в юго-западной части ОЭС Юга СиПР предлагает введением 857–943 МВт: 307–338 МВт в Крыму и 550–605 МВт в приемной части энергосистемы Республики Адыгея и Краснодарского края относительно КС «ОЭС — Кубань». Реализация последнего проекта потребует строительства ЛЭП 220 кВ Тихорецк — Ново-Лабинская, реконструкции ЛЭП 220 кВ Ново-Лабинская — Усть-Лабинск. Не исключено также строительство генерации (не менее 857 МВт) в энергосистеме Адыгеи и Краснодарского края за КС «ОЭС — Кубань». Это, в свою очередь, потребует усиления пропускной способности сети между энергосистемой регионов и Крымом. Специалисты также прогнозируют увеличение спроса на электроэнергию к 2029 году до 1274,5 млрд кВт•ч в год, а максимума потребления мощности — до 183 351 МВт. Согласно СиПР, среднегодовые темпы прироста энергопотребления можно ожидать на уровне 2,04%, а максимума потребления мощности — 2,07%. Три главные проблемы Но в нынешней системе планирования развития электроэнергетической отрасли России есть ряд проблем, которые существенно ухудшают результаты усилий энергетиков. Об этом газете «Энергетика и промышленность России» рассказал заведующий кафедрой менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербурга, доктор экономических наук, профессор Игорь Сергеев. Он выделил три основные проблемы. «Первое — отсутствие долгосрочных планов социально-экономического развития. Основная задача электроэнергетической отрасли — надежное обеспечение экономических субъектов энергией в достаточном количестве и по приемлемой стоимости. Поэтому долгосрочное планирование развития генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства (на 18 лет, как заявлено в новой модели СиПР) должно осуществляться на основе предварительно разработанных долгосрочных планов социально-экономического развития страны и регионов. Именно планов, а не прогнозов. Так вот, с планированием социально-экономического развития у нас сегодня дела обстоят неважно: надежных планов нет», — поделился своим мнением Игорь Сергеев, добавив, что без них невозможно более-менее достоверно определить, например, ожидаемые объемы потребления электроэнергии, изменения потребности в электроэнергии в территориальном или отраслевом аспектах. Вследствие этого появляется недозагрузка электросетевых мощностей, дефицит электроэнергии в регионах опережающего развития и т. д. Вторая проблема, полагает экономист, заключается в нарушении баланса рыночных и нерыночных методов регулирования работы электроэнергетической отрасли. «Система обеспечения электроэнергией секторов производства и потребления — важная часть инфраструктуры экономики. В совокупности с транспортной инфраструктурой электроэнергетика создает потенциал хозяйственного развития страны/региона, после чего можно ожидать прихода частных инвесторов. Электроэнергетическая отрасль капиталоемкая и высокотехнологичная. Она дает не только прямой, но и косвенный эффект, который крайне сложно измерить в денежном выражении. Поэтому она недостаточно хорошо «вписывается» в чистый рынок (по крайней мере, пока нет развитой нормативной базы). Перекос в сторону рыночных методов регулирования отрасли нацеливает ее в основном на краткосрочный результат в ущерб долгосрочным целям. Эта проблема порождает другие: некачественное инвестиционное планирование; перекосы в тарифообразовании», — считает специалист. Третьей проблемой Игорь Сергеев назвал низкий уровень государственного и муниципального управления. «С развитием технологий производства, передачи, потребления электроэнергии, массовым внедрением различных цифровых решений как в бизнесе, так и в домохозяйствах аналогично усложняются и экономическая, и социальная сферы современной жизни. Правительства (федеральное и региональные), муниципалитеты, как регуляторы экономического развития, должны брать на себя координирующие функции между субъектами производства и потребления электроэнергии», — высказал уверенность экономист. По его словам, в первую очередь речь идет о разработке качественных планов социально-экономического развития регионов. И внимание разработчиков должно фокусироваться не только на расчете потребности в электроэнергии (на основе анализа заявленных инвестиционных проектов), но и на повышении энергоэффективности хозяйствующих субъектов, развитии распределенной энергетики, интеллектуальных энергетических систем. «Без соответствующих усилий региональных и местных чиновников об устойчивом развитии электроэнергетической отрасли можно не вспоминать», — считает Игорь Сергеев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий