четверг, 12 октября 2023 г.

ЭНЕРГОСТРАТЕГИЯ-2050. ВИЭ.

Энергостратегия-2050: время расставлять приоритеты. Татьяна Ленская 455 Работу по актуализации Энергетической стратегии России до 2050 года Минэнерго планирует завершить до конца 2023 года. Однако четкого понимания того, какие изменения могут быть внесены в документ и как он будет реализовываться на практике, пока нет. Сроки принятия Энергостратегии-2050, которая в большей степени является декларативным документом, нежели руководством к действию, неоднократно переносились. Минэнерго объясняет это большим количеством неопределенностей в отрасли. Последнее связано с санкциями западных стран в отношении России, которые привели к перебоям в поставках энергоносителей и росту мировых цен на них. Одним из вариантов выхода из мирового энергетического кризиса могло бы быть восстановление естественных цепочек поставок топлива, но без участия России в этом процессе добиться желаемого результата невозможно. Приоритеты и ориентиры Организации и федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в корректировке Энергостратегии-2050, сейчас направляют в Минэнерго свои предложения, которые проходят детальную проработку с учетом национальных целей развития страны и ложатся в основу нескольких сценариев будущего документа. На днях Российское энергетическое агентство Минэнерго провело экспертную сессию, где представители ведущих энергетических компаний страны обменялись мнениями о возможном образе будущего российской электроэнергетики с учетом устоявшихся и формирующихся трендов, уровня развития и доступности технологий, меняющейся структуры потребителей и их требований к энергообеспечению. По словам заместителя генерального директора РЭА Минэнерго Алексея Конева, основная задача заключается в генерации и практической реализации тех идей, которые позволят обеспечить устойчивое развитие как электроэнергетики, так и потребителей энергии и энергомашиностроителей. «Такой подход позволит быть более гибкими, адаптивными и проактивными в достижении общей цели — дальнейшего развития экономики России», — полагает он. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов все же немного приоткрыл завесу тайны готовящихся поправок, сообщив, что ключевая роль в энергетике страны будет отведена Дальнему Востоку. Уголь со счетов не сбросят Пока идет оценка и анализ поступающих предложений, в Минэнерго пояснили, что, к примеру, говорить об изменениях топливно-энергетического баланса РФ в части угольной промышленности (речь идет о добыче и потреблении энергетических углей, а также иных видов топлива) преждевременно. Хотя в июле на заседании комиссии по энергетике Госсовета РФ была затронута тема роста доли угольной генерации в энергобалансе России с 13% до 15%. Тогда как ранее в одном из обсуждаемых сценариев развития энергетики говорилось о снижение доли угля в генерации до 9,8% к 2035 году и 4,9% к 2050 году. С аналогичным прогнозом два года назад выступал и министр экономического развития Максим Решетников, представляя проект стратегии «низкоуглеродного развития» до 2050 года. Согласно ему в течение 10 лет из эксплуатации должны были быть выведены 22 угольные станции мощностью 14 ГВт, 25 ТЭЦ перей-ти на газ, а целый ряд угледобывающих предприятий и вовсе закрыты. Теперь же специалисты не скрывают опасений по поводу того, что уменьшение доли угля в генерации обернется настоящей угрозой энергетической безопасности. Поскольку угольная генерация — стабильна, надежна и энергоэффективна, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока, где находятся месторождения полезного ископаемого. УРУТ просят откорректировать В своих предложениях по изменению Энергостратегии-2050 «Совет производителей энергии» (СПЭ) акцентирует внимание на необходимости скорректировать целевые значения показателя эффективности производства электроэнергии. Речь идет о показателе удельного расхода условного топлива (УРУТ) на отпуск электроэнергии. Если в 2019 году средний УРУТ на ТЭС в РФ был равен 306,2 грамма условного топлива на 1 кВт•ч (гут/кВт•ч), то по действующей энергостратегии он должен снизиться до 285 гут/кВт•ч на 2024 год и 255 гут/кВт•ч на 2035 год. Но маловероятно, что удастся добиться подобной динамики, учитывая действующие санкционные ограничения. А также невозможность серийного производства газовых турбин средней и большой мощности в РФ, закрытие энергоблоков, работающих на зарубежных турбинах, поскольку иностранные компании-производители отказали в сервисе оборудования. В РФ работают около 1,7 тысячи иностранных турбин различной мощности. Вступившие в силу летом 2023 года ограничения запрещают компаниям США ремонтировать и обслуживать газовые и паровые турбины на российских ТЭС. По мнению представителей СПЭ, в процессе подготовки Энергостратегии-2050 Минэнерго следует еще раз оценить планы машиностроителей по производству турбин и их фактические возможности. Еще одно обязательное условие развития отрасли, которой предстоит избавиться от неэффективного энергооборудования, заключается в обозначении источников финансирования и повышении инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса. Очевидно, что до тех пор, пока в России не будет налажено массовое производство турбин, добиться прогнозируемых показателей от энергетиков будет практически невозможно. От теории к практике Эксперты отрасли не испытывают особого оптимизма по поводу любых долгосрочных стратегий. Достаточно вспомнить, что последний вариант правительственной Энергетической стратегии, рассчитанной до 2035 года и утвержденной кабмином летом 2020 года, прожил меньше двух лет. Весной 2022 года Президент РФ Владимир Путин отметил необходимость обновления документа, так как к тому времени стало ясно, что отказ европейцев от российских энергоносителей будет носить долгосрочный характер. В связи с этим цифры прогнозов в горизонте 15 лет существенно «поплыли». Анонсируя работу по обновлению стратегии, глава государства обозначил два основных приоритета: расширение программы газификации российских регионов и обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами по приемлемым ценам. Фото 123RF 123RF Нынешняя ситуация, следствием которой стало значительное изменение инфраструктурных, логистических, финансовых условий существования российского ТЭКа, заставляет искать новые способы реализации задач, заложенных в Энергостратегию-2050. Не исключено, что особое внимание будет уделено АЭС и ГЭС. Отраслевые задачи Развитие гидроэнергетики становится особенно актуальным направлением, так как она представляет собой низкоуглеродный, устойчивый и технологически независимый вид генерации — ведь все основное оборудование выпускается в России. Как отрасль гидроэнергетика создает условия для роста экономики, освоения и развития территорий, приносит комплексные экономические, экологические и социальные эффекты. Поэтому необходимо определить целевую долю гидроэнергетики и низкоуглеродных источников в обновленной версии энергостратегии, параллельно обозначив задачи по развитию инфраструктуры отрасли и меры государственной поддержки для реализации проектов строительства гидроэнергетических объектов и обеспечения окупаемости инвестиций. Особый акцент — на развитии малой гидроэнергетики, в том числе в части спроса. По мнению представителей СПЭ, в процессе подготовки Энергостратегии-2050 Минэнерго следует еще раз оценить планы машиностроителей по производству турбин и их фактические возможности. Поскольку речь идет о корректировке, а не о масштабных изменениях в Энергостратегии-2050, то логично предположить, что поставленные задачи по отраслям в целом останутся либо переживут легкую трансформацию. Так, для нефтегазового комплекса была поставлена цель ускорить развитие нефтегазопереработки и нефтегазохимии, ускорить реализацию инфраструктурных проектов на азиатском направлении, нарастить добычные, транспортные и перерабатывающие мощности в Арктике и на Дальнем Востоке. А для поступательного развития электроэнергетики важно обеспечить надежность энергообеспечения, упростить доступ к энергетической инфраструктуре, поддержать низкоуглеродную генерацию. Главная задача угольной отрасли — поиск новых рынков сбыта, решение сложнейших логистических проблем, разработка новых маршрутов транспортировки. Аналитики рынка сходятся во мнении, что обновленный вариант Энергостратегии-2050 должен быть сосредоточен на рисках и возможностях при разных сценариях развития событий. Также важно определить приоритеты для наращивания производства тех или иных видов энергоносителей, а также сформулировать четкие ориентиры для регионального развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий