четверг, 9 марта 2023 г.

РАЗВИТИЕ УДАЛЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ВИЭ .

Для развития распределенной генерации нужно создать отдельную структуру, считает Максим Губанов Развитие отдалённых территорий. Беседовал главный редактор газеты «Энергетика и промышленность России» Валерий Пресняков 2128 Максим Губанов, руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, к. т. н. Сегодня развитию российских арктических территорий уделяется особое внимание со стороны государства. А чтобы стимулировать запуск новых проектов, новых производственных мощностей, строительство жилья, необходима электроэнергия. Причем не только та, что поступает от «традиционных» объектов генерации, там, где есть электросети. Необходимо появление новых локальных объектов генерации: производить электроэнергию именно там, где начнет развиваться новый проект. Как иначе развивать, предположим, в удаленных районах Мурманской области новое месторождение? Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (далее — КРДВ) выступила с инициативой создания отдельного фонда развития распределенной генерации. В его задачи должны входить технико-экономическая экспертиза, целевая государственная поддержка проектов локальной энергетики и совершенствование нормативной правовой базы для развития этой сферы по аналогии с ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» для сферы тепло- и водоснабжения. Подробнее об этой инициативе «ЭПР» рассказал руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, к. т. н. Максим Губанов. — Максим Михайлович, насколько сегодня для страны велика роль Арктической зоны РФ (АЗРФ)? И как вы оцениваете необходимость в развитии генерации в этом макрорегионе? — Механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов, которые реализуют резиденты Арктической зоны РФ, успешно работают и уже доказали свою эффективность. Большое количество инвестпроектов связано с освоением минерально-сырьевой базы (на арктических территориях России сосредоточено 76% запасов газа, 21% нефти). А проекты по добыче полезных ископаемых — не только нефти и газа, но и олова, меди, угля, алмазов, — требуют развития энергетической инфраструктуры. Энергетика арктических территорий имеет весьма разнородную структуру. Здесь представлены централизованная зона электроснабжения, как, например, в Мурманской и Архангельской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Действуют территориально изолированные энергетические системы, как в Красноярском крае и Чукотском АО. Кроме того, большая часть территорий находится в так называемой «зоне децентрализованного электроснабжения», и здесь функционируют локальные источники энергии. Развитие локальной энергоструктуры макрорегиона ведется в первую очередь в рамках программ субъектов РФ и региональных энергоснабжающих компаний. Крупные инвесторы также строят собственные генерирующие источники и таким образом обеспечивают потребности своих предприятий. — Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики вместе с Минвостокразвития России ведут системную работу по привлечению частных инвестиций в проекты модернизации неэффективной генерации, в создание и развитие новых объектов на удаленных и труднодоступных территориях макрорегиона. Как развивается это направление? — КРДВ — это единый институт развития Дальнего Востока и Арктики, и у нас несколько основных функций: привлечение инвестиций, администрирование преференциальных налоговых режимов — территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток (СПВ), Арктической зоны РФ (АЗРФ), специального административного района (САР) на острове Русский, Курильских островов РФ (КОРФ) и комплексное сопровождение инвестиционных проектов всех резидентов, а также реализация и поддержка социальных программ. Для развития энергетики мы привлекаем инвесторов: находим компании, которые работают в других регионах России, и привлекаем их к реализации проектов локальной генерации. Можно назвать примеры: резидент АЗРФ, компания «Комплексные энергетические решения» (ООО «КЭР»), построил в заполярной Якутии 5 новых современных гибридных энергокомплексов — на замену дизельным электростанциям. Общий инвестиционный портфель проекта — более 500 млн рублей. В результате инвестор повысил надежность энергоснабжения потребителей и качество жизни местного населения. Реализация проекта снизит объемы потребления дизельного топлива при производстве электроэнергии — до 50%. Достигнута экономия на дорогостоящем и неэкологичном энергоресурсе и совершен переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), сокращены вредные выбросы в атмосферу, что окажет положительное влияние на окружающую среду. Однако, для того чтобы бизнес активнее откликался на наши предложения о реализации энергетических проектов, необходимы дополнительные меры государственной поддержки. У всех инвесторов возникает одна и та же проблема: для того чтобы «зайти» в проект, им нужно либо увеличение тарифа, либо единоразовое софинансирование этого проекта, либо предоставление льготного государственного кредита. При этом сегодня нет государственной программы, которая позволяла бы финансировать подобного рода проекты и оказывать им как нормативное сопровождение по улучшению модели взаимодействия государства и бизнеса, так и конкретное финансирование. — Поэтому КРДВ выступила с инициативой создания отдельного Фонда развития распределенной генерации?.. — Действительно, это была наша инициатива, поскольку сама по себе КРДВ не финансирует подобного рода проекты. И создание отдельного фонда для решения вопросов электроэнергетики на удаленных и труднодоступных территориях и реализации инвестпроектов, связанных с локальной генерацией электрической энергии, — очень логично. Такой фонд мог бы финансировать не только проекты, связанные с модернизацией дизельных электростанций в населенных пунктах, но и проекты локального энергоснабжения крупных и средних промышленных предприятий в удаленных и изолированных районах Крайнего Севера. Сейчас же все подобного рода компании вынуждены закладывать расходы на энергетическое хозяйство, не всегда эффективное, в себестоимость продукции. Иллюстрация: https://ru.123rf.com/profile_virtosmedia. Инициатива уже оформлена в виде документа, идет доработка совместно с министерствами и ведомствами. В конце прошлого года мы обсудили данную инициативу с профессиональным сообществом, получили поддержку со стороны Комитета по энергетике Государственной Думы, комитетов Совета Федерации — по экономической политике, а также по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Идею также поддерживают субъекты РФ, ряд крупных инвесторов. Утверждены поручения Президента России, в которых Правительству РФ рекомендовано разработать программу по модернизации локальной генерации, предусмотрев источники ее финансирования. Мы надеемся, что реализация соответствующего поручения и приведет к решению, где будет создана структура, которая целевым образом станет заниматься проектами локальной генерации, их поддержкой, мониторингом экономической эффективности. Для создания подобного фонда необходима предварительная нормативная проработка, которая позволит ему — фонду — не только финансировать проекты, но и основываться на лучших практиках государственно-частного партнерства в этой сфере. По нашему мнению, необходимо дополнить некоторые нормативные документы в части перспективного развития энергетики, определить участие субъектов РФ, органов местного самоуправления по разработке программ развития локальной энергетики и эффективный механизм привлечения частных инвестиций. — Какой социальный эффект может дать создание такого фонда? — Простой пример — дизельная энергостанция в удаленном изолированном районе. Она требует своевременной модернизации. В условиях санкций стоимость оборудования увеличивается, и это влияет на качество электроснабжения: могут участиться случаи аварийного отключения. Наличие фонда позволит своевременно модернизировать устаревшие дизельные электростанции и компенсировать затраты инвесторов. Арктика может стать «зеленой». Арктика может стать «зеленой»Должна быть структура, которая занималась бы финансированием и сопровождением подобного рода инвестиционных проектов. Сейчас в сфере электроэнергетики такой структуры нет. Поэтому, по сути, просто нет источника финансирования подобного рода инвестпроектов, который бы использовал средства бюджета максимально эффективно. Иначе проектов просто не будет либо они будут реализовываться, когда износ оборудования достигнет 100%. Если подобного рода структуры нет, огромный пласт инвестиционной деятельности в Арктике, на Дальнем Востоке, в регионах Крайнего Севера уходит из экономического оборота. То есть о каком-то системном развитии распределенной генерации в удаленных изолированных районах говорить не приходится. Фонд должен работать с компаниями и инвесторами, привлекая коммерческие средства. Такая возможность позволит большому количеству компаний с разными технологиями участвовать в проектах создания локальной генерации, а значит, обеспечить применение разнообразных и эффективных технологий. — Если резюмировать эту идею, то получается, что сейчас развитие локальной генерации происходит довольно разрозненно, в разных концах страны нет каких-то единых правил. Нет движущей силы, которая делает идею привлекательной для инвесторов, потребителей и для государства в целом. При унификации, создании базы эффективных проектов, можно масштабировать в другие регионы, передавая лучшие практики. И фонд в таком случае будет объединять финансовые ресурсы и контролировать их использование при реализации таких проектов. Какие еще плюсы будут при создании фонда? — Еще один плюс — активное участие фонда в нормативном регулировании. Дело в том, что в каждом дальневосточном и арктическом субъекте совершенно по-разному строится система управления локальной генерацией, поэтому необходим универсальный подход ко всем этим территориям, который мы и предлагаем. Когда правила будут определены, это позволит развивать локальную энергетику, а бизнесу активнее инвестировать в реализацию таких проектов на Дальнем Востоке и в Арктике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий