пятница, 24 марта 2023 г.

БИОТОПЛИВО. РЫНОК ПЕЛЛЕТ.

Биотопливо: что ждет рынок пеллет? Топливо Рынок пеллетнего топлива в России существует без малого 20 лет. Однако за это время отрасль так и не получила широкого распространения. А ее главными конкурентами по-прежнему остаются уголь и мазут. О том, каковы перспективы биотоплива и почему оно недооценено, «ЭПР» узнал у управляющего партнера группы компаний «Физика тепла» Феликса Борисова. – Как в России появилось пеллетное топливо? Почему оно за 20 лет своего существования в стране так и осталось «в тени»? – История входа биомассы на российский рынок достаточно сумбурная. В Европе пеллетная энергетика начала активно развиваться более 20 лет назад. Российские промышленники увидели в этом окно возможностей, поскольку необходимо было избавляться от отходов лесопереработки. А тут оказалось, что из них еще и можно что-то производить. Одновременно с этим так называемые «технологические энтузиасты» начали завозить в Россию бытовые пеллетные котлы. Так рынок потихоньку обрастал стартовыми возможностями: одни открывали для себя топливо, другие — технологии. Кроме того, драйвером послужило и то, что происходило движение со стороны корпораций. Самой прогрессивной компанией на тот момент в части пеллет была «Татнефть». Они уходили от дизельной генерации и электрогенерации на свои АЗС. Им оказалось экономически выгоднее пользоваться древесными гранулами. Примерно в то же время продуктовая сеть «Магнит» в ряде регионов переходила на пеллетные котлы для отопления. Со временем появились проекты у РЖД по переводу неэффективных дизельных, мазутных котельных. У «Газпрома» есть проекты небольшие. То есть движение было, но нельзя сказать, что это стало массовым явлением. В целом же рынок раскачивался неравномерно и хаотично. Это было заметно и по поставщикам топлива, производителям котлов, и по инженерной части, сервисному обслуживанию. При этом не было как таковой государственной поддержки. Правительство считало, что лесопереработчики должны получать экспортную выручку. А развивать новую внутреннюю генерацию при этом не нужно, поскольку есть устоявшиеся, понятные проекты по угольной, дизельной, мазутной генерациям. Так что как таковых нормативов, стандартов, ГОСТов по теплогенерации в пеллетном ее виде не существует до сих пор. – До прошлого года практически все пеллетное топливо уходило на экспорт. Что с пеллетными производствами происходит сейчас? – Лесопереработчики сейчас не в самой лучшей ситуации. Некоторые компании приостановили свое производство, а потому нет сырьевой базы для выпуска древесных пеллет и брикетов. Вторая беда — предприятия, которые все-таки что-то производят и отправляют, но уже не в Европу, а в другие страны. У них объем отходов практически не уменьшился, а новый рынок сбыта не сформировался. Это связано с тем, что потребление пеллет внутри страны составляло порядка всего 200–300 тыс. тонн в год. При этом объем производства подходил к 3 млн тонн по году. Какие-то объемы удалось переориентировать путем параллельного экспорта через дружественные страны в ту же самую Европу. Но этого критически мало. По нашим скромным подсчетам, избыток биомассы в текущий момент — порядка 1,5 млн тонн. Генерация на биомассе выглядит максимально непривлекательной, имея при этом колоссальные преимущества. В маркетинговом представлении рынок сбыта всегда формируется производителем топлива. А поскольку производители древесных гранул этим не занимались последние 20 лет, им крайне тяжело без поддержки государства продвинуться в этом направлении. Коммерческий, розничный потребитель сегодня, к сожалению, негативно воспринимает это топливо. На это есть масса причин: рынок развивался без компетенций, должного производственного и монтажного уровней. Все эти проблемы сформировали сами игроки рынка. Но при этом пеллетное топливо совершенно спокойно конкурирует со всеми традиционными типами генерации и обладает колоссальным количеством преимуществ. – Как в целом санкции 2022 года сказались на области инженерного, отопительного оборудования? – У российских производителей котлов сейчас появился драйвер роста. Но проблема в том, что на российских заводах в основном польские, австрийские, итальянские технологии. Поскольку мы привыкли идти по пути малых системных улучшений, то изготовители котельного оборудования взяли самое простое, что можно было скопировать, — теплообменники и какие-то примитивные виды горелок. Как правило, они для автоматического сжигания мелкофракционного угля, но, как предполагается, могут сжигать еще и гранулы из биомассы. И это тоже один из просчетов производителей: они продавали технологии сжигания пеллет как родную для оборудования угольной генерации. Но там совершенно другой КПД — он не превышает, как правило, 85%. А пеллетная технология КПД оборудования котлов — 92–95%. И они похожи технологически, но имеют достаточно серьезные отличия. У нас всего пара производителей котлов и горелок пеллетных, которые могут работать в мощностях более 0,5 МВт. Безусловно, производители котлов есть, что-то сжигать мы можем, но вопрос в системной технологии управления и скорости реализации. – На днях Президент Владимир Путин поручил правительству выделить 15 млрд руб. в ближайшие два года на перевод мазутных котельных на древесные пеллеты. Переходить на биотопливо муниципалитеты и регионы должны были еще в прошлом году, насколько хорошо у них это получается? – Это касается Северо-Западного федерального округа, а также неэффективных угольных и дизельно-мазутных генераций на пеллеты там, где это экономически обосновано. Эти вопросы обсуждались еще в 2020 году. Тогда кабинетом Михаила Мишустина была дана установка помочь лесопереработчикам с оборудованием для производства древесных гранул, дабы что-то уходило на экспорт. фото предоставлено freepik Позднее этот флаг пеллетной генерации подхватила вице-премьер Виктория Абрамченко. Было несколько совещаний, которые предполагали, что около 3% угольной и дизельной генерации переведут на биотопливо. Но дальше дело не пошло. Сейчас Президент дает команду на это уже в ручном режиме. Надеюсь, что регионы и министерства внимательнее отнесутся к пеллетной отрасли, ведь конкурентность по отношению к углю и мазуту у нее есть. Но сегодня рынок сформирован таким образом, что генерация на биомассе выглядит максимально непривлекательной, имея при этом колоссальные преимущества. Так что сейчас мы считаем необходимым разъяснять государственным органам, что такое правильная генерация, правильная котельная, как ее обслуживать и содержать. – В прошлом вы говорили, что межотраслевую кооперацию потребительский рынок пеллетных технологий так и не сформировал. Есть ли перспективы на это сейчас? – Перспектива есть при условии, что будут работать данные Президентом поручения. До сих пор кооперации не получилось, потому что участники рынка двигались кто куда: производители пеллет отправляли все на экспорт, производители котлов выдавали одни технологии за другие. Это никем и ничем не нормировалось. Инженерной инфраструктуры котельных у нас вообще как класса не существует. Это связано с тем, что те узлы, агрегаты, которые должны находиться вокруг пеллетного котла, никогда не присутствовали в классической генерации. Это западная школа, и она пройдена лишь единицами компаний в стране. Еще один вопрос — эксплуатация. Уровень автоматизации, механизации, программного обеспечения у обычных угольных и пеллетных котельных очень разнится. Соответственно, нужно повышение квалификации, хорошая сервисная составляющая. Всю эту цепочку предстоит выстроить, и это та самая кооперация, которая должна существовать в идеале. При полной государственной поддержке этот процесс займет не меньше года. – Какие тенденции в сфере твердотопливного оборудования на 2023 год вы бы отметили? – Продолжатся тренды, которые появились еще 3–4 года назад. К сожалению, пока сохраняется тенденция отмирания розничного рынка микрогенерации — частных домохозяйств. Люди богаче не становятся, а пеллетная котельная сегодня по стоимости находится на уровне газовой. Зато так или иначе развиваются малый и средний бизнес и все чаще ставят перед собой вопросы технико-экономического обоснования: ставить ли угольную котельную или пеллетную. При этом ценники релевантные, а уровень хлопот разный. Потребитель у нас покупает тонну топлива, в то время как остальной цивилизованный мир покупает количество энергии в этой тонне. И бизнес наконец-то начинает с этой позиции подходить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий