вторник, 14 января 2025 г.

СОБЫТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ.

ТОП-10 событий в энергетике Подготовила Славяна Румянцева ТОП-10 событий в энергетике В уходящем 2024 году на долю российского ТЭКа выпало немало испытаний и побед, принятых решений и обсуждений планов. Следующий год ставит перед энергетиками новые задачи, а значит, будут очередные вызовы и достижения, интересные события и новые перспективы. Самое время посмотреть, чего мы достигли в уходящем году. Редакция «ЭПР» составила ТОП-10 событий, особенно значимых для энергетики, о которых мы писали в 2024 году. Ожидание года Энергостратегия–2050. Один из ожидаемых документов отрасли — Энергетическая стратегия до 2050 года, которая определит дальнейшее развитие всех направлений российского ТЭКа. Ключевыми задачами «Энергостратегии 2050» являются эффективное освоение ресурсов, достижение технологического лидерства и новая система управления, включающая создание цифровых двойников отраслей ТЭКа. Достижение целей Стратегии позволит полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка в энергоресурсах, сохранить и укрепить лидирующие позиции России на мировых сырьевых рынках, обеспечить технологический суверенитет и провести комплексную цифровую трансформацию топливно-энергетического комплекса страны. Как пояснил министр энергетики Сергей Цивилев, в основе всех задач нового основополагающего документа по развитию ТЭКа России лежит преодоление внутренних структурных вызовов и адаптация к изменениям на внешних рынках. При этом, обладая уникальным ресурсным потенциалом полезных ископаемых для всех видов энергии, Россия сохраняет конкурентоспособность при любых сценариях развития мирового энергорынка, в том числе с учетом обострения конкуренции. Министр подчеркнул курс на сохранение лидерских позиций страны на глобальном энергетическом рынке, в том числе за счет обеспечения конкурентоспособности российских энергоресурсов. На сегодняшний день Россия занимает 1-е место в мире по строительству атомной генерации, 2-е место — по добыче нефти и газа, 3-е и 4-е место — по экспорту угля и СПГ соответственно. «Обеспечение внутреннего рынка — важнейшая и приоритетная задача, которую решает Энергостратегия 2050», — указал Сергей Цивилев. — Устаревание системы ТЭКа может привести к сдерживанию развития экономики. Новая Энергостратегия является основой трансформации отрасли, без которой невозможно добиться поставленных целей. Главным критерием успеха будет являться стоимость киловатт-часа. Наша задача — сделать ее доступной. Обсуждение года Проект Генсхемы Проект Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года (Генсхема) — программный документ новой системы планирования перспективного развития электроэнергетики. Он содержит информацию об основных направлениях развития электроэнергетики и наиболее крупных энергообъектах, которые запланированы к строительству и модернизации на всей территории России. Документ разработан «Системным оператором Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»), выступающим в качестве Единого центра ответственности за перспективное планирование электроэнергетики. Осенью прошло общественное обсуждение проекта документа, в ходе которого Системный оператор получил 248 предложений по доработке документа. Почти четверть из них (24 %) полностью или частично учтены в доработанном проекте Генсхемы. Авторами предложений выступили 45 физических и юридических лиц. Предложения поступили от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, генерирующих и электросетевых компаний, промышленных предприятий, некоммерческих, общественных и научных организаций. «Ключевой принцип разработки Генсхемы — определение рациональной структуры мощностей для обеспечения покрытия перспективного спроса на основе текущих оценок стоимости строительства различных типов генерации», — считает глава Системного оператора Федор ОПАДЧИЙ. Согласно Генсхеме суммарный объем вводов генерирующего оборудования в 2025–2042 годах составит 88,4 ГВт, из которых на долю АЭС приходится 28,8 ГВт, ГЭС — 4,2 ГВт, ГАЭС — 3 540 ГВт, ТЭС различных типов — 35,3 ГВт. Мощность объектов возобновляемой энергетики составит в общей сложности 16,6 ГВт. Объединение года СТСО. Появление института системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО) — новый шаг в реформе сетевого комплекса. Такая реформа впервые проводится не только в России — подобных примеров нет и за рубежом. 1 сентября 2024 года вступил в силу закон о системообразующих территориальных сетевых организациях (СТСО). Решение о создании СТСО не было простым — оно обсуждалось более четырех лет. Еще дольше — минимум десять лет — участников электроэнергетического рынка предупреждали о неизбежной консолидации отрасли В каждом регионе уже определена СТСО, которая в случае необходимости возьмет на себя эксплуатацию бесхозяйных объектов и тех, владельцы которых не получили статус СТСО или решили не продолжать оказывать услуги по передаче электроэнергии. Как ожидается, после 1 января 2025 года на рынке останется 480 организаций на всю страну. А ведь изначально их было 15 тысяч, в 2015-м — 3800. «Происходящие преобразования должны дать импульс региональным властям в управлении электроэнергетическим хозяйством, убежден заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак. — После консолидации, полагаю, мы перейдем к более разумному периоду раздачи обязанностей по эксплуатации электроэнергетического хозяйства «вниз». Возможно, поменяется идеология: регионы и муниципалитеты будут отвечать за функционирование, надежность, развитие своих сетей». «Таким образом, мы переходим к цифре, которая должна отражать реальное положение дел на рынке — участников становится меньше, но они оказывают услуги на существенно более высоком уровне», — уверен заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО «Россети» Даниил Краинский. Цель — это 2−3 крупные сетевые компании в каждом регионе. Сокращение количества неэффективных сетевых организаций позволит, по оценкам Минэнерго, дополнительно направить на повышение надежности сетей до 40 млрд рублей в год. Убыток года Угольная отрасль По данным аналитиков, в 2024 году угольная отрасль получит убыток, который оценивается в 34 млрд рублей. При этом в 2022 и 2023 годах угольщики закончили с прибылью в 783 млрд рублей и 357 млрд рублей соответственно. Сложности в угольной промышленности и в экспорте полезного ископаемого начались еще в 2022 году, однако сегодня компании несут финансовые потери, которые несоизмеримы с прошлыми годами. Основные причины ожидаемого убытка угольной отрасли — падение мировых цен, рост стоимости логистики внутри страны и увеличение платежей в бюджет. Так, фискальные и тарифные меры лишили отрасль порядка 500 млрд рублей. Большую лепту — около 300 млрд рублей — внесла отмена понижающего коэффициента в тарифах РЖД. Еще 75 млрд рублей пришлось на экспортную пошлину, и 50 млрд рублей составила пошлина на поставки в Китай со стороны Пекина. На угледобычу завязаны практически 17 городов области. На сегодняшний день из-за уменьшения объемов экспорта (падение более чем на 20%), снижения цен на мировом рынке все предприятия угольной отрасли работают с убытком. Продажа угля из РФ в другие страны за первые три квартала 2024 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2023-го почти на 10%, до 147 млн т. Больше всего играют роль два фактора. Первый — проезд по сети РЖД. Второй — из-за санкций Запада осложнились экспортные поставки, к тому же некоторые страны полностью отказались от российского угля. «Отмена экспортной пошлины и скидки к тарифам РЖД могут сократить среднюю убыточность поставок, которая сейчас приближается к 5 тыс. руб. с тонны. Но в краткосрочной перспективе тенденция сокращения экспорта, вероятно, сохранится», — отметил зампредседателя комитета по энергетике Госдумы РФ Юрий СТАНКЕВИЧ. Для помощи отрасли Минэнерго предлагает ряд антикризисных мер, но не все из них поддерживаются участниками рынка. Сейчас Минэнерго совместно с другими федеральными ведомствами и РЖД прорабатывает позицию по вопросу тарифа на перевозки угля железнодорожным транспортом. Минэнерго считает важным заключение Соглашений на 2025 год о вывозе угольной продукции со всеми угледобывающими регионами, имеющими такие соглашения на 2024 год. А также создать новые соглашения на Северо-Запад и юг. «Минэнерго считает крайне важным подписание Соглашений на 2025 год для того, чтобы угольные компании могли планировать свою работу в следующем году», — пояснил Сергей ЦИВИЛЕВ. «При этом и угольной отрасли нужна поддержка прямо сейчас. Ведь ухудшение ситуации у угольных предприятий означает ухудшение и для угольных регионов. А это Кузбасс, Новосибирская область, Тыва, Бурятия, Якутия», — прокомментировал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий СЕЛЕЗНЕВ. Назначение года Сергей Цивилев Сергей Цивилев назначен министром энергетики Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации в мае текущего года. Уже в июне на Петербургском международном экономическом форуме Минэнерго на своем стенде представило модель нового подхода к достижению технологического суверенитета. В условиях смены энергетической парадигмы, затрагивающей как технологический уклад, так и мировую торговлю, Сергей Цивилев презентовал визуальную модель нового подхода Минэнерго к достижению технологического суверенитета. Она выполнена в виде пирамиды потребностей, в основании которой находится топливно-энергетический комплекс, являющийся фундаментом любой отрасли. На вершине располагается «энергия мысли», отражающая управленческие навыки и концепции. Модель, предложенная министром, опирается на три ключевых принципа, которые необходимо учитывать при принятии решений в сфере ТЭКа. Первый — надежность обеспечения экономики энергоресурсами, второй — экологичность, третий — экономическая целесообразность и технологический суверенитет. Наиболее эффективными являются проекты, сочетающие в себе все три этих параметра. Противоречие года Дифференциация тарифов на электроэнергию. В 2024 году ФАС начала работать над концепцией развития системы дифтарифов, поскольку регионы не во всех случаях могут самостоятельно настроить эти параметры. К настоящему моменту документ одобрен правительством. Смысл концепции заключается в изменении подходов по формированию самих тарифов на диапазонах, причем объемы первого и второго диапазонов должны иметь верхние планки на федеральном уровне. Так, тариф первого диапазона, где и складывается вся перекрестка, формируется на уровне прогноза социально-экономического развития РФ и остается льготным. Предполагается, что верхняя зона здесь будет 1,2, либо 3,9 тысячи кВт•ч в месяц, этот показатель еще на стадии обсуждения. Тариф второго диапазона является нейтральным — не оказывает негативного влияния на перекрестное субсидирование. Цена за электроэнергию на этом диапазоне уже экономически обоснованная, ее смогут устанавливать региональные регуляторы. Верхняя граница предлагается на уровне 6 тысяч кВт•ч в месяц. Третий диапазон, соответственно, будет начинаться от 6 тысяч кВт•ч в месяц. Объемы, которые попадают в него, фактически гасят часть перекрестного субсидирования, сложившуюся на первом диапазоне потребления. ФАС ожидает, что предлагаемый подход поможет субъектам РФ в борьбе с серым майнингом и поспособствует сокращению перекрестки. Если концепция будет внедрена с 1 января 2025 года, уже в 2026-м перекрестное субсидирование, которое сейчас оценивается в 300 млрд рублей по году, может Валерий Селезневснизиться на 60–100 млрд рублей и составить 200–240 млрд рублей. Однако пока тарифные уровни, которые предлагаются ФАС, вызывают вопросы. Особенно бурные протесты изменение тарифной политики вызвало у губернаторов Иркутской области и Хакасии. «Власти этих регионов, заявив о том, что им необходимо поднять порог первого диапазона до 9–10 тысяч кВт•ч в месяц, кроме общих фраз про заботу о большом числе жителей, более точных обоснований дать не смогли, — отметил Валерий Селезнев. — Теперь комитету по энергетике Госдумы предстоит разобраться,существует ли на самом деле проблема с электроотоплением жителей отдельных регионов страны, таких как Иркутская область и Хакасия,в рамках первого, льготного ценового диапазона до 3,9 тысяч кВт•ч в месяц, и если да, насколько и каким образом необходимо этот диапазон подкорректировать». Легализация года Майнинг Федеральный закон о майнинге от 8 августа 2024 года вступил в силу 1 ноября. Таким образом, в правовом поле появилась самая молодая и достаточно энергоемкая отрасль экономики. Однако с учетом того, что некоторые регионы уже сталкиваются с энергодефицитом, сегодня активно обсуждаются вопросы подключения промышленных майнеров к энергосистеме. Так, например, уже предполагается создание новой категории надежности для потребителей электроэнергии — четвертой, которых смогут отключать от энергоснабжения в любой момент. И именно майнеры должны попасть в эту категорию. Сами же майнеры в ответ предлагают провести в отдельных регионах аудит мощностей предприятий, не относящихся к майнингу. Оценить, сколько зарезервировано мощностей, сколько и на что реально используется, где есть перерасход, а где потери. «За счет этого из энергодефицитного регион может стать энергопрофицитным», — уверен глава Ассоциации промышленного майнинга, к.э.н., профессор Сергей БЕЗДЕЛОВ. Подготовка года Переход на отечественное ПО. До 1 января 2025 года все госкомпании, а особенно субъекты критической информационной инфраструктуры, к которым относятся и предприятия ТЭКа, должны перейти на российские операционные системы и офисное программное обеспечение. Однако времени, выделенного на подготовку к переходу, было явно недостаточно. Хотя и сделано немало. Эдуард ШЕРЕМЕТЦЕВЕще в 2017 году уровень зависимости от зарубежного ПО составлял в сфере нефтепереработки 98%, в области газо- и нефтедобычи — 95%, а в сфере транспортировки — 85%. Сегодня ситуация сильно изменилась. По словам замминистра энергетики РФ Эдуарда ШЕРЕМЕТЦЕВА, если в марте 2023 года доля лицензий российского программного обеспечения, используемого в ТЭКе, составляла 21%, то весной 2024 года этот показатель уже превысил 49%. Хотя в плане перехода на российские ИТ-продукты сделано уже немало, эксперты отмечают крупные проблемы, связанные с несформированностью глобального рынка системного и офисного программного обеспечения в России. Отсюда возникает зависимость ИТ-отрасли от таких компаний, как Adobe, Microsoft, SAP, Oracle. Как показало последнее исследование «Северстали», российские предприятия металлургической и химической промышленности, а также топливно-энергетического комплекса до сих пор реализуют более 98% проектов на иностранном софте. И пока не готовы к переходу на отечественный. По мнению участников рынка, на разработку качественных аналогов иностранного ПО может уйти до 15 лет, что требует значительной поддержки государства. Так, например, «Росатом», «Газпром нефть» и «Роскосмос» обратились в Минцифры и Госдуму с просьбой перенести полный переход на российский софт объектов КИИ. Неожиданность года Задержание Сергея Мочальникова Заместитель главы Минэнерго РФ Сергей Мочальников был задержан в ноябре по обвинении в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Он является одним из фигурантов расследования в отношении бывшего замминистра энергетики Анатолия Яновского. Помимо Сергея Мочальникова были задержаны еще четыре человека, их обвиняют в мошенничестве. В отличие от Сергея Мочальникова, Анатолию Яновскому и сотрудницам ФГБУ по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) инкриминируется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). Все они были задержаны также 24 октября. Уголовное дело расследует УВД по Западному административному округу Москвы. Оно связано с хищением бюджетных средств при ликвидации угольных шахт в Кузбассе. Минэнерго по данному уголовному делу признано потерпевшим. По версии следствия, преступная деятельность длилась девять лет и связана с угольными шахтами. Прямой ущерб по делу оценивается в 500 млн руб., косвенный — более 12 млрд руб. В ноябре Никулинский районный суд города Москвы удовлетворил ходатайство органов предварительного расследования и отправил Сергея Мочальникова под домашний арест до 24 декабря. Сергею Мочальникову 49 лет. Он занимает пост замминистра энергетики с апреля 2022 года. До этого, с 2014 года, был директором департамента угольной и торфяной промышленности в Минэнерго. Вызов года Обеспечение безопасности объектов ТЭК. С января по октябрь на объекты ТЭК РФ было совершено более 1,5 тыс. атак. Как рассказал источник ТАСС, в результате 344 атак, произведенных украинской стороной с использованием беспилотных летательных аппаратов, и нанесения ракетно-артиллерийских ударов на территориях Запорожской, Херсонской, Курской и Белгородской областей, Донецкой и Луганской народных республик, а также на приграничных территориях России со стороны Украины зафиксированы отдельные случаи вывода из строя или повреждения электротехнического оборудования, объектов транспортной инфраструктуры и ТЭКа. Все это заставляет продумывать и принимать дополнительные меры безопасности. Так, обновлена версия Технического руководства по защите критически важной энергетической инфраструктуры от террористических атак. Как отметила руководитель Департамента энергетической безопасности и инфраструктуры ТЭК Минэнерго Виолетта КИУШКИНА, антитеррористическая защищенность объектов ТЭКа является одним из стратегических аспектов обеспечения энергетической безопасности. Учитывая жизнеобеспечивающую роль энергетического сектора в функционировании современного общества, существующие и потенциальные уязвимости энергетической инфраструктуры делают ее стратегически привлекательной целью для злоумышленников. «Один из факторов, который характеризует энергетическую безопасность, — это уровень устойчивости систем энергетики и ТЭКа в целом к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз энергетической безопасности, в числе которых угрозы совершения актов незаконного вмешательства», — подчеркнула Виолетта Киушкина. Кроме того, дорабатывается законопроект об усилении охраны объектов ТЭКа путем расширения полномочий ведомственной охраны и частных охранных предприятий, планируется в ноябре подготовитьего ко второму чтению. Энергостратегия Планирование в энергетике СТСО Уголь Дифференцированный тариф Тарифы на электроэнергию Майнинг, криптовалю

Комментариев нет:

Отправить комментарий