вторник, 11 октября 2016 г.

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВИЭ В РОССИИ.

Стимулирование развития возобновляемой энергетики. Энергетический бюллетень.

Развитие ВИЭ на оптовых и розничных рынках электроэнергии (мощности) в России

В 2013 году в России начали предприниматься первые реальные шаги, направленные на расширение производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Был дан старт проектам на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Такие проекты реализуются за счет мер государственного стимулирования - механизма договоров на поставку мощности для энергоисточников на ВИЭ (ДПМ на ВИЭ). Развитие проектов ВИЭ на розничных рынках электроэнергии пока не носит системного характера; меры, направленные на стимулирование развития ВИЭ на данных рынках, разрабатываются, но пока не приняты. При этом на территории удаленных и изолированных районов такие проекты уже могут быть экономически эффективными. Почему на ОРЭМ приступили к системной реализации проектов, а на розничных рынках еще нет?
Цели и задачи энергетической политики по развитию ВИЭ
В России на уровне государства поставлена цель по росту доли ВИЭ в выработке электроэнергии до 2,5% к 2020 году, что, по данным госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики», потребует ввода 5,87 ГВт мощностей на основе ВИЭ (что соответствует заданным показателям по развитию ВИЭ на ОРЭМ).
Развитие ВИЭ в России направлено на повышение энергоэффективности, улучшение экологической ситуации, развитие перспективных технологий и оборудования, диверсификацию источников энергии в топливно-энергетическом балансе страны. При этом расширение использования ВИЭ сталкивается с рядом барьеров: высокими капитальными затратами, низким уровнем развития отечественных технологий, сложностью прогнозирования выработки электроэнергии на ВИЭ, относительно низким коэффициентом использования мощности. Для развития ВИЭ в России принимаются стимулирующие меры, которые в перспективе поспособствуют расширению использования ВИЭ, но параллельно могут привести к росту ценовой нагрузки на потребителей.
В настоящее время доля энергетических источников на ВИЭ в совокупной выработке электроэнергии России составляет не более 1%, за последние годы не наблюдается увеличение роли ВИЭ в балансе (совокупная мощность станций на ВИЭ составляет около 350 МВт). При этом, по оценкам НП «Совет рынка», экономический потенциал развития ВИЭ в России с учетом мер господдержки составляет более 25 ГВт (около 24 ГВт - на территории Единой энергетической системы России (ЕЭС России), около 1 ГВт - на территориях изолированных энергосистем).
 
Развитие ВИЭ на ОРЭМ
В 2013 году была дополнена нормативная база[1], что позволило с этого же года применять механизм торговли мощностью в рамках ДПМ для электростанций на основе ВИЭ. При реализации данного механизма на основе конкурса выбираются объекты генерации на ВИЭ установленной мощностью более 5 МВт. Проекты отбираются для строительства в ценовых зонах оптового рынка в рамках подаваемых заявок, в которых среди ключевых критериев указываются полные и предельные капитальные затраты на строительство мощности, предельные эксплуатационные затраты, а также вид ВИЭ (ветровая, солнечная или гидроэнергия - актуально для малых ГЭС мощностью от 5 МВт до 25 МВт). Также важным условием для реализации проекта на основе ВИЭ в рамках механизма ДПМ является выполнение требования по соблюдению степени локализации, которое предполагает использование определенной доли отечественных оборудования и инжиниринговых услуг при реализации проекта (Таблица 1). В случае невыполнения обязательств к генерирующей компании применяются штрафные санкции (штрафной коэффициент варьируется от 0,35 до 0,45 к величине платы за мощность в зависимости от вида ВИЭ). Данное требование способствует достижению одной из основных целей развития ВИЭ на ОРЭМ - развитию современных технологий ВИЭ в России, обеспечению производства необходимого оборудования (сейчас большинство проектов на основе ВИЭ в России реализуются преимущественно за счет установки импортного оборудования). По итогам конкурса выбирается набор проектов, соответствующих требованиям. Для них, по данным Минэнерго России, при выполнении всех условий срок действия ДПМ будет составлять 15 лет, норма доходности - 12-14% (показатель с приобретением опыта будет сокращаться, что должно нацеливать инвесторов на повышение эффективности деятельности).
Уже есть первые результаты: конкурсы проектов ВИЭ провели в 2013 году и в 2014 году. В 2013 году были отобраны проекты суммарной мощностью 504 МВт, в 2014 году в сумме было отобрано уже 577 МВт мощности. В сентябре 2014 г. был введен один из таких проектов: в селе Кош-Агач (Республика Алтай) завершили строительство СЭС мощностью в 5 МВт (в 2015 году введут вторую очередь в 5 МВт).

Таблица 1
Ключевые плановые показатели и требования к реализации проектов ВИЭ на ОРЭМ
Вид ВИЭ
Плановые показатели отбора на 2014-2020 годы, ГВт
Предельные капитальные затраты, тыс. руб./1 кВт
Год ввода и целевой показатель степени локализации производства (СЛ)
Планируемые вводы новых заводов по производству оборудования ВИЭ
ВЭС
3,6
2014 год - 65,8 2020 год - 65,4
2014   год - 35%
2015      год - 55% 2016-2020 годы - 65%
1 ГВт/год или 4 новых производства
СЭС
1,52
2014 год - 116,5 2020 год - 103,2
2014-2015 годы - 50% 2016-2020 годы - 70%
0,2 ГВт/год или 3 новых производства
Малые ГЭС
0,75
2014 год - 146,0 2020 год - 146,0
2014-2015 годы - 20% 2016-2017 годы - 45% 2018-2020 годы - 65%
0,1 ГВт/год или 1 новое производство
Источник -
распоряжение № 861 -р, Минэнерго России
 

По оценкам Минэнерго России , в результате проведения ежегодных конкурсных отборов проектов ВИЭ до 2020 года максимальный объем инвестиций может составить до 466 млрд. руб. за весь период. При этом положительные результаты по реализации проектов на основе ВИЭ не останутся полностью безболезненными для потребителей, которые покупают электроэнергию на ОРЭМ. Для них, по данным Минэнерго России, дополнительный предельный рост цены на электроэнергию за счет развития ВИЭ в ценовых зонах оптового рынка к 2020 году составит около 2%, а суммарная дополнительная нагрузка на потребителя будет равна около 70 млрд. руб. в год.
Несмотря на развитие ВИЭ на ОРЭМ, данное направление характеризуется рядом проблем, связанных с недостаточно высокой квалификацией трудовых ресурсов, качеством и количеством отечественного оборудования и др. По оценкам экспертов [2], одним из ключевых затруднений является выполнение требования по локализации производства в поставленные сроки. Отрасли по производству оборудования для ВИЭ характеризуются разным стартовым уровнем. Оборудование для малых ГЭС производится на территории России, но используемые технологии проигрывают в конкуренции с импортными аналогами. Оборудование для СЭС также производится, но производственная способность на основе современных технологий недостаточно высокая (около 130 МВт в год на базе производства ООО «Хевел»). С наибольшими проблемами в связи с требованием по локализации сталкиваются ветроэнергетические проекты: на 2013 год производство оборудования в требуемом объеме и требуемого качества в России отсутствовало. При этом для привлечения производителей (новый завод), обладающих новыми технологиями, размеры годового рынка в России должны быть не менее 0,6-1 ГВт/год по ВЭС; 0,15-0,25 ГВт/год для СЭС; 0,05-0,1 ГВт/год для малых ГЭС[3]. Таких объемов спроса в настоящее время нет.
Развитие ВИЭ на розничных рынках электроэнергии: районы, входящие в ЕЭС России, и удаленные территории
Проекты на розничных рынках электроэнергии являются единичными, преимущественно реализуются проекты, полностью или частично финансируемые за счет субсидий из федерального или регионального бюджетов. Меры стимулирования предусмотрены в рамках предоставления субсидий из федерального бюджета для компенсации стоимости технологического присоединения источников на основе ВИЭ мощностью не более 25 МВт - около 95 млн. руб. в год (только на 2014 и 2015 годы). Также закреплено обязательство сетевых компаний покупать электроэнергию, выработанную на основе ВИЭ, по заданным тарифам с целью компенсации потерь в электрических сетях. Однако требования для расчета таких тарифов еще не приняты[4].

Розничные рынки на территории ЕЭС России
На территории ЕЭС России развитие ВИЭ потенциально может быть как экономически эффективным, так и нести дополнительную финансовую нагрузку на потребителей. Во многом поэтому пока не утверждены общие правила по надбавкам к тарифам для ВИЭ на розничных рынках - это правило может привести к общему росту цен для потребителей. При этом на уровне розничного рынка существует предельный уровень роста цен для населения и приравненных к нему групп. Соответственно стимулирование ВИЭ может привести как к росту перекрестного субсидирования между промышленностью и населением, так и к увеличению финансовой нагрузки для региональных бюджетов (из-за требования по компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения).

Розничные рынки на удаленных территориях
В России много районов, население которых изолировано от централизованных систем электроснабжения (отдельные районы Республики Саха, Камчатского края, Мурманской области и др.). Снабжение потребителей электроэнергией в данных районах преимущественно осуществляется за счет привозного топлива (дизтоплива, мазута, угля), что ведет к высокой себестоимости производства электроэнергии на таких территориях, поэтому здесь развитие ВИЭ, несмотря на высокие удельные капитальные затраты, может быть экономически оправданно (экономия на топливе).
Несмотря на экономическую целесообразность, развитие проектов ВИЭ на таких территориях в настоящее время также осуществляется преимущественно за счет субсидирования (из средств федерального и региональных бюджетов). Данная ситуация объясняется тем, что тарифы для потребителей на удаленных территориях (как и требования для квалификации участников) устанавливаются по тем же принципам, что и для других розничных рынков электроэнергии. Ресурсоснабжающим организациям (РСО), работающим на удаленных территориях, из бюджета компенсируется разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения. Для промышленности тарифы устанавливаются общими для всего субъекта Федерации - как для изолированных, так и для централизованных зон; компенсация происходит за счет перекрестного субсидирования между районами одного региона. Данная система может снижать стимулы РСО к реализации даже эффективных проектов. Также данные тарифы являются краткосрочными, что не позволяет инвесторам вкладывать в проект и одновременно быть уверенными в его окупаемости.

Выводы
В настоящее время в России проекты на основе ВИЭ развиваются преимущественно за счет потребителей на ОРЭМ, которые ежегодно до 2020 года будут переплачивать около 70 млрд. руб. (по оценкам Минэнерго России). На уровне розничного рынка действуют единые подходы для централизованных и изолированных систем, и правила стимулирования для реализации проектов на данном уровне еще не приняты. Существует требование, в соответствии с которым регионы должны ограничивать рост тарифов на электроэнергию для населения, следовательно, при вводе стимулирующих льгот для ВИЭ нагрузка увеличится не только на промышленных потребителей регионального уровня, но и на региональные бюджеты, что ограничивает принятие нормативных документов по стимулированию ВИЭ в рамках централизованных систем. Реализация проектов ВИЭ на изолированных территориях ограничена действующими методами тарифного регулирования - есть необходимость в долгосрочном регулировании тарифов.
 

По теме выпуска: В мире

Цели и перспективы европейской биоэнергетики для выработки тепла и электроэнергии
За последние годы роль биотоплива в производстве тепловой и электрической энергии в Европе заметно возросла. Правительства тратят значительные финансовые средства для стимулирования этого процесса. Мотивами проведения такой политики являются высокий уровень экологической ответственности и стремление повысить энергетическую безопасность. Однако сегодня сектор биоэнергетики Европы сталкивается со множеством проблем ввиду непростой экономической ситуации, вынуждающей сокращать субсидирование отрасли, а результаты не в полной мере соответствуют поставленным целям.
По данным МЭА, в странах ЕС доля твердого биотоплива и биогаза составляет 3,8% в производстве электроэнергии и 15% в производстве тепловой энергии, в то время как в среднем по миру эти показатели равны 1,5% и 3,3% соответственно. Относительного успеха рынок биотоплива в Европе достиг по нескольким причинам. Во-первых, это регион, где цены на традиционные виды энергоресурсов довольно велики. Во-вторых, во многих странах Европы сохраняется высокий уровень развития отраслей, являющихся поставщиками сырья для производства биотоплива (лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Но основным фактором, способствующим развитию сектора биоэнергетики, была и остается значительная государственная поддержка, осуществляемая в виде субсидий, налоговых льгот, применения специальных тарифов на энергию, произведенную на основе возобновляемых источников (ВИЭ), а также введение системы торговли квотами на выбросы СО2. Стоит отметить и масштабную работу правительств по координации взаимоотношений поставщиков топливного сырья, поставщиков технологий и энергетических компаний. Каждая из стран Европы отличается индивидуальными особенностями развития отраслей биоэнергетики, что обусловлено как схемой поддержки по конкретным странам, так и спецификой существования других отраслей.
Биотопливо, используемое для производства тепловой и электрической энергии, в целом сегодня является крупнейшим источником возобновляемой энергии в ЕС и, как ожидается, сделает решающий вклад на пути к цели достижения 20-процентной доли

ВИЭ в своем общем энергобалансе. Согласно своду Национальных планов действий по возобновляемой энергии стран-членов ЕС биомасса в развитии ВИЭ продолжит занимать далеко не лидирующие позиции в генерации электроэнергии, хотя ее доля будет расти (Таблица 2). В производстве же тепловой энергии биомасса останется основополагающим возобновляемым ресурсом, но доля ее, напротив, будет снижаться.

Таблица 2
Планы стран ЕС по использованию ВИЭ в производстве тепло- и электроэнергии в 2015 и 2020 годах
Направления использования
2005 факт
2010 факт
2015 план
2020 план
Производство теплоэнергии, млн. т н.э.
54,3
67,8
84,7
111,5
доля биомассы, %
96,9
91,0
86,3
81,1
Производство электроэнергии, млн. т н.э.
41,2
54,9
77,5
104,6
доля биомассы, %
12,6
16,2
18,7
19,0
Источник - Европейская комиссия на основе Национальных планов стран ЕС по развитию возобновляемой энергетики (Renewable Energy Action Plans)
 
Подавляющая часть потребления твердой биомассы к 2020 году в ЕС по-прежнему будет покрываться за счет внутренних поставок. Однако импорт из третьих стран, по прогнозам, вырастет к концу десятилетия до 21,4 млн. т н.э., что составит около 20% потребления первичных биоэнергоресурсов. Это, вероятно, будет покрываться за счет поставок, осуществляемых в значительной степени в виде древесной щепы и прессованной биомассы. При этом в числе наиболее вероятных поставщиков находятся США и Канада, а также Россия, Украина и Беларусь.

Твердое биотопливо
Твердое биотопливо (сюда относят дрова, топливные брикеты и гранулы (пеллеты), щепу, древесный уголь, солому) нашло применение во многих европейских странах. Лидерами по потреблению этого вида топлива на сегодняшний день являются Швеция, Финляндия и Германия. При этом основные секторы потребления отличаются от страны к стране. Например, в Швеции, Финляндии, Нидерландах, Дании, Бельгии значительные объемы твердого биотоплива используются в промышленности. В Германии, Норвегии и Швейцарии большая часть потребляемого биотоплива идет на производство тепловой и электрической энергии. Во Франции, Словении и Чехии наибольшие объемы его потребления сосредоточены в частном секторе.
Основным сырьем для твердого биотоплива являются отходы лесной промышленности, а также поврежденные деревья. Реже в качестве сырья используют специально выращенный лес для производства биотоплива. Также сырьем для твердого биотоплива служат отходы агропромышленного комплекса. Продуктом прессования таких видов сырья являются пеллеты и брикеты. Пеллеты из-за относительной дешевизны транспортировки и простоты автоматизации процесса сжигания находят применение во многих странах Европы в промышленности. Наиболее масштабные объемы производства и потребления этого вида топлива среди европейских стран сегодня наблюдаются в Швеции и Германии. В отдельных европейских странах довольно широко распространено применение щепы, например, в Финляндии. Вопрос конкуренции на рынке ресурсов для производства твердого биотоплива также имеет большое влияние. Если, например, в скандинавских странах особых проблем с доступом к отходам лесной промышленности нет, то в средиземноморских странах они в основном идут на производство древесных плит.
ЕС на сегодня является одним из крупнейших потребителей твердого биотоплива. Только потребление пеллет составило в 2013 году около 17,5 млн. т, что делает этот регион крупнейшим в мире рынком сбыта древесных гранул. Исходя из национальных планов развития возобновляемой энергетики, можно говорить о том, что спрос на них может возрасти до почти 21 млн. т в 2015 году.
В то время как использование твердого биотоплива для отопления жилых помещений является относительно стабильным и растущим рынком, будущее его промышленного использования менее предсказуемо. Дело в том, что спрос на твердое биотопливо для промышленного отопления и выработки электроэнергии в значительной степени зависит от имеющихся субсидий и требований к экологичности, введенных отдельными странами ЕС. Например, значительно сократился рынок твердого биотоплива в Польше, где с октября 2012 г. прекратили субсидирование совместного сжигания биомассы на угольных ТЭЦ. В Нидерландах процесс формирования требований к устойчивому использованию биомассы негативно сказался на внутренних производителях пеллет.

Газообразное биотопливо
Газообразное биотопливо, к которому относят биогаз, синтез-газ и биоводород, сегодня получило наибольшее распространение в Германии и Великобритании. Его используют в качестве топлива для производства электроэнергии, тепла или пара. Наибольшее распространение биогазовые установки получили на предприятиях, имеющих сырье для производства газового биотоплива: фермах, птицефабриках, спиртовых и сахарных заводах, мясокомбинатах. Однако в последние годы в Европе реализуется все большее число крупномасштабных проектов по очистке биогаза и его поставке в трубопроводы, где он смешивается с природным газом. Совсем редко биогаз находит применение в качестве автомобильного топлива как в Швеции и Германии. В качестве источника получения биогаза могут выступать свалочные отходы, отходы животноводства и сельского хозяйства, отходы скотобоен, некоторые травяные растения. В Германии около 90% производства биогаза осуществляется на основе сельскохозяйственных культур, в то время как Великобритания, Болгария, Эстония и Португалия практически полностью получают его со свалок и из сточных вод.
Германия является лидером в области производства биогаза из биомассы. В ЕС на Германию приходится более 80% производства биогаза. Стимулом для производителей биогаза в Германии являются гарантированные цены для выработки электроэнергии, которые значительно выше, чем у электроэнергии из ископаемых видов топлива. Однако изменения в Законе о возобновляемых источниках энергии (EEG) в 2012 году, касающиеся гарантированной цены, значительно снизили привлекательность инвестирования в новые заводы. В результате в 2013 году темпы возведения новых установок для выработки биогаза значительно упали по сравнению с предыдущими годами. Дальнейшее развитие биогазового сектора в Германии теперь под вопросом. В Нидерландах половина существующих заводов по производству биогаза, как ожидается, закроется в течение следующих 4 лет в связи с прекращением субсидий к 2016-2017 годам. Тем не менее льготные тарифы остаются в некоторых других странах ЕС, например, в Чехии. Производство биогаза является объектом критики и по иным причинам. В той же Германии эксперты утверждают, что слишком много пахотных земель используется для производства сырья.

Устойчивое развитие биоэнергетики ЕС
Использование биомассы в странах ЕС при определенных комбинациях факторов (наличия ресурсов, состояния развития смежных отраслей и конечных секторов потребления биотоплива) экономически оправданно на общерыночных условиях. Но зачастую политика использования биотоплива смещена в пользу борьбы с изменением климата, что порождает субсидирование в отрасли, система осуществления которой вызывает множество вопросов о ее эффективности и целесообразности. Среди них есть как общие с другими ВИЭ проблемы, так и специфические.
Субсидии в биоэнергетике, как уже было сказано, иногда создают неравную конкуренцию многим другим отраслям (сельскому хозяйству, строительной отрасли, мебельной промышленности и др.). Еще одним спорным моментом в существующих условиях, как ни странно, является обоснованность применения биотоплива для борьбы с изменением климата - одного из главных векторов проводимой политики ЕС. Дело в том, что сжигание биотоплива само по себе не гарантирует осуществления принципа неизменности выбросов СО2. Потребление биомассы не должно превышать ее воспроизводство. Особенно это касается биотоплива из древесины. Кроме того, важно знать объемы выбросов СО2, осуществляемые на всей цепочке добычи биомассы, ее переработки и транспортировки, иначе может оказаться так, что они превышают эффект от сжигания биотоплива. Контроль над этими процессами легко осуществлять в рамках своей страны, но при поставках из-за рубежа проблема усложняется.
Перечень требований устойчивости для биотоплива (относительно объемов сокращения выбросов парниковых газов) и сырья (ограничение использования определенных видов земель), прописанный в Директиве 2009/28/EC о возобновляемой энергетике (EU Renewable Energy Directive), распространяется только на жидкое биотопливо, используемое преимущественно на транспорте. Требования к твердому и газообразному биотопливу для отопления и генерации электроэнергии, отчасти касающиеся затронутых вопросов, появились в 2010 году, но они носят лишь рекомендательный характер, оставляя этот момент на усмотрение правительств стран. Около половины стран ЕС сегодня воспользовались этими рекомендациями и имеют нормативные положения, способствующие более высокой эффективности производства биоэнергии. Но лишь Бельгия, Италия и Великобритания ввели требования к используемой биомассе в части эмиссии СО2 в ее жизненном цикле. Бельгия, Венгрия и Великобритания ввели специальные требования к биотопливу по критерию устойчивого лесопользования (SFM). Аналогичный критерий Великобритания ввела и для сельскохозяйственной биомассы. Комплексный набор требований к биотопливу, учитывающий воздействие на изменения запасов углерода в лесах и изменения в землепользовании (ILUC), сейчас рассматривают Нидерланды. Ряд стран ввел правила, направленные на решение проблем потенциальной конкуренции с существующим использованием биомассы. В Бельгии, например, на определенный вид сырья для деревообрабатывающей промышленности не распространяются сертификаты, дающие право наценки при реализации электроэнергии, произведенной на основе биомассы. Польша ввела ограничения на финансовые стимулы для биомассы, полученной из стволовой древесины, превышающей определенный диаметр.
В начале текущего года Европарламент обратился к Еврокомиссии с просьбой разработать общие критерии и требования к биотопливу для всех стран ЕС. Еврокомиссия пообещала учесть в них справедливый баланс между различными политическими целями устойчивого развития, энергетической безопасности и конкурентоспособности. Однако озаботиться общими требованиями к использованию биотоплива необходимо было уже давно, поскольку отсутствие четких правил достижения нужных целей поставило под угрозу крупные финансовые вложения.




[1] Основные новые документы: постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 861-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 1-р» (далее - распоряжение № 861-р).
[2]     Например, Копылов А.Е., «АФ-Меркадос», презентация «Предпосылки формирования общей концепции локализации производства для ВИЭ в России» (ноябрь 2013 г.).
[3] Презентация «АФ-Меркадос».
[4]  Проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об установлении величины предельных капитальных и эксплуатационных затрат на производство электроэнергии квалифицированными генерирующими объектами, осуществляющими производство электроэнергии с использованием ВИЭ и функционирующими на розничных рынках электроэнергии» (http://rcgulation.gov.ru, сентябрь 2013 г.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий