Цифровизация: неизбежность эволюции или новый технологический миф?
«На открытии футбольного чемпионата в Бразилии полностью парализованный человек нанес первый удар по мячу – в университете Дьюка его подключили к экзоскелету, и он стал суперменом.
Мы наблюдаем, как фактически возникает новая эра интерфейсов между человеком и машиной. Если мы сможем оцифровать человеческий мозг, появится потенциал для цифрового бессмертия». Это заявление профессора физики, соавтора теории струн, футуролога Митио Каку на Петербургском международном экономическом форуме не стало сенсацией. Тема цифровизации справедливо заняла главные пункты программы ПМЭФ-2018 – от дискуссий до презентаций проектов.
«Интернет изменит все в ближайшие десятилетия. Это будет фактически «брейннет», который обновит сферы образования, развлечения, политики, всю нашу жизнь – мы сможем передавать ощущения, эмоции, чувства посредством интернета. Через 500 лет будут машины времени, телепортация – все, о чем мы читали в фантастических романах, станет реальностью», – сказал Митио Каку и добавил, что «молекулярные и атомные транзисторы – это следующий шаг в развитии цифровых технологий. И вполне возможно, на квантовом компьютере можно будет производить гораздо более сложные вычисления. Над этим сейчас работают все секретные службы мира, потому что они смогут расколоть любой секретный код».
По мнению футуролога, будущее определяют три фактора: искусственный интеллект, биотехнологии и нанотехнологии. Именно они станут работать на рост благосостояния и процветания.
«Интернет изменит все в ближайшие десятилетия. Это будет фактически «брейннет», который обновит сферы образования, развлечения, политики, всю нашу жизнь – мы сможем передавать ощущения, эмоции, чувства посредством интернета. Через 500 лет будут машины времени, телепортация – все, о чем мы читали в фантастических романах, станет реальностью», – сказал Митио Каку и добавил, что «молекулярные и атомные транзисторы – это следующий шаг в развитии цифровых технологий. И вполне возможно, на квантовом компьютере можно будет производить гораздо более сложные вычисления. Над этим сейчас работают все секретные службы мира, потому что они смогут расколоть любой секретный код».
По мнению футуролога, будущее определяют три фактора: искусственный интеллект, биотехнологии и нанотехнологии. Именно они станут работать на рост благосостояния и процветания.
Самый динамичный период человечества
Россия активно поддерживает высокотехнологичный бизнес. Как отметил заместитель генерального директора, директор по развитию инновационной инфраструктуры, член правления Российской венчурной компании (АО «РВК») Михаил Антонов, в Российской Федерации есть два ведущих проекта, ориентированных на качественный рост технологической составляющей страны, – «Цифровая экономика» и «Национальная технологическая инициатива».По уровню развития цифровизации наша страна существенно уступает мировым лидерам. Например, в рейтинге индекса сетевой готовности (индекс Всемирного экономического форума, который рассчитывается на основе ряда показателей – от государственных закупок до влияния цифровизации на общество) Россия занимает 41-е место из 139.
Эксперты говорят, что цифровизация экономики – неизбежный этап эволюции, и это направление актуально для всех стран мира.
В нашей стране цифровизация держится на пяти столпах: нормативное регулирование, инфраструктура, кибербезопасность, образование, или подготовка кадров для цифровой экономики, и формирование партнерств для создания сквозных технологических платформ.
Если говорить об энергетике, то трансформация российской отрасли – не самоцель, а объективная задача государственного значения.
«Мы живем в один из самых динамичных периодов в истории человечества. Технологии стремительно меняют нашу жизнь. Компаниям и государствам важно сохранять гибкость и открытость к новым идеям, чтобы не отстать в этой гонке», – подчеркнул первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер. Он отметил, что тренды «энергетики будущего» включают в себя не только динамичное развитие технологических процессов в традиционных сферах, но и требуют появления новых «интеллектуальных» технологий, которые в том числе внесут большой вклад в рост энергоэффективности.
«Умные» скважины, месторождения, шахты и разрезы будут сдерживать рост трудовых и энергетических затрат в добывающих отраслях ТЭКа, повышая в них производительность труда. «Умные» электрические сети в сочетании с потребительскими сервисами обеспечат участие активных пользователей в работе энергосистемы и выведут ее на качественно новый уровень, позволят менять ее характеристики в реальном времени, снизят потери при передаче электроэнергии, количество аварий и ускорят восстановление после них.
Развитие накопителей энергии, повышение КПД солнечных панелей и ветроустановок приведет к снижению себестоимости электроэнергии, производимой с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и соответствующему росту их доли в производстве электричества. В целом электроэнергия будет все больше забирать на себя роль «конечного» интерфейса в доставке энергии потребителям, и в этом смысле нынешний век станет «веком электричества». Одной из характерных черт этого процесса станет последовательный рост доли электротранспорта.
«Сегодня для России важно своевременно формировать новые технологические компетенции, чтобы обеспечить переход отраслей отечественного ТЭКа в «энергетику будущего», – отметил Алексей Текслер.
Новая энергетика ждет инициатив
Для этого сегодня в нашей стране активно поддерживается отрасль ВИЭ. В стратегических документах ТЭКа – прежде всего в проекте Энергетической стратегии России до 2035 г. и утвержденном Прогнозе научно-технологического развития отраслей ТЭКа России на тот же период – внимательно отслеживаются и учитываются все перспективные тенденции. Уже сейчас Минэнерго России реализуется ряд инициатив, направленных на поддержку российских инновационных разработок в ТЭКе, включая «дорожную карту» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы. Идет реализация ряда пилотных проектов по ключевым направлениям «интеллектуальной «энергетики будущего», ведется адаптация существующей нормативной правовой базы к происходящим изменениям.Приоритетной задачей ближайшего будущего должно стать распространение промышленных накопителей электрической энергии вместе с «цифровизацией» управления на всех уровнях энергосистемы. Вместе эти две тенденции действительно способны существенно изменить мировой топливно-энергетический баланс.
Кроме того, существенный вклад в трансформацию энергопотоков внесут электромобили и повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания, а также дальнейшее снижение стоимости ВИЭ и развитие малой атомной генерации в контексте глобального тренда на «декарбонизацию».
В настоящее время большинство развитых стран активно переходят к цифровой экономике, основными драйверами развития в которой являются цифровые технологии и программное обеспечение. Технологии усложняются, а цифровой переход меняет архитектуру производства, что оказывает колоссальное влияние на развитие промышленности и экономический рост государства. Под напором всемогущей цифры уже произошла трансформация многих сфер деятельности, и подошла очередь высокотехнологичных базовых отраслей со сложным производством.
Не быть цифровым уже невозможно
«В эпоху очередного этапа не быть цифровым невозможно, – отметил первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Кирилл Комаров. – Для нас цифровизация складывается из нескольких частей. Во-первых, наша компания состоит из 250 тысяч сотрудников, 400 предприятий, огромного бизнеса в 47 странах мира, и мы большие потребители ПО для внутреннего пользования. Но, во?вторых, нашей особенностью является то, что мы и потребители, и производители цифровых продуктов: «Росатом» обладает самым уникальным опытом и набором технологий – начиная от моделирования промышленных процессов и заканчивая цифровыми разработками в области проектирования и сооружения атомных электростанций. И мы видим, что эти разработки, которые мы сделали для внутренних нужд, становятся востребованными рынком. При этом мы видим, настолько много изменений в требованиях наших клиентов, и отмечаем серьезную роль цифровых технологий».По итогам 2017 г. более 20 % выручки «Росатома», или более 170 млрд руб., компания заработала в новых бизнесах, многие из которых являются цифровыми: ветроэнергетика, высокопрочное углеволокно и др.
Цифровые технологии являются ультимативным требованием наших клиентов, которые уже не хотят чертежи в бумажном виде, а хотят видеть 3D-модель АЭС в самом начале ее проектирования, когда атомный регулятор может видеть, на строительство какого объекта давать разрешение. И это создает требования для наших клиентов. Если мы хотим дать клиенту полностью «цифровой» продукт, то он должен быть взаимосвязанным: от станков до сложнейших систем управления и контроля. Это создает вызов и формирует нашу типичную деятельность другого уровня. И это позволяет, в?третьих, участвовать в национальной повестке России – программе цифровой экономики, в которой «Росатом» назван одним из центров компетенций по таким вопросам, как big data, кванты, виртуальная дополненная реальность, новые материалы и технологии. И мы предлагаем свои программы, чтобы этими знаниями поделиться со всей страной.
Цифровизация – дополнительный инструментарий, позволяющий нам быть вместе с нашими заказчиками, это реальность, в которой мы живем.
Конкретный IQ
Электросетевой комплекс России одним из первых в стране начал реализовывать инновационные направления – российские и зарубежные производители реализуют цифровые направления в сетевом комплексе.Глава ПАО «Россети» Павел Ливинский в рамках диалога «Россия – Франция», в частности, отметил потенциал для локализации передовых и зарекомендовавших себя французских технологий на территории России, сделав акцент на том, что российский электросетевой холдинг готов «не просто адаптировать предлагаемые зарубежными коллегами решения, но и, опираясь на отечественный потенциал крупнейших промышленных игроков, таких, как Государственная корпорация «Ростех», дорабатывать и экспортировать цифровые решения на внешние рынки».
О возможностях и векторах развития «умных городов» в России рассказал на ПМЭФ заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис:
«Сегодня перед нами стоит два больших вызова. Первый – это борьба за человеческий капитал между муниципалитетами: большинство граждан выбирают именно город, где хотят жить, и только меньшая часть граждан готовы ехать за большой зарплатой. И второй – это конкуренция за талантливых людей с нашими западными партнерами. Развитие технологий онлайн-коммуникаций спровоцировали рост этой конкуренции в современности. Именно поэтому одна из наших важнейших задач – это внедрение инновационных механизмов в развитие городской среды для того, чтобы радикально изменить образ и качество городской среды».
Известно, что Минстрой России разрабатывает индекс качества городской среды, который позволит вывести уровень развития городов на новый уровень.
«Данный индекс представляет собой одну из оценок эффективности реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Метрики пока разрабатываются. Мы планируем ввести перечень индикаторов умных городов, по которым будем оценивать IQ городов. В зависимости от реализации проектов благоустройства будет распределен объем финансовой поддержки на формирование городской среды городов и субъектов Российской Федерации», – сказал господин Чибис.
Не бежать, а идти в команде
По итогам 2017 г. Российская ассоциация электронных коммуникаций оценивает вклад цифровой экономики в 2,42 % ВВП России. Влияние интернет-рынков на экономику растет на 11 % в год. В настоящее время появилась успешная практика цифровой трансформации во многих сферах – цифровизация перестала быть абстрактным понятием и стала реальностью, а российская IT-индустрия сегодня является одним из активных игроков мирового рынка цифровой трансформации.Специалисты говорят, что глобальная цифровизация нашей жизни и внедрение искусственного интеллекта создают новую экосистему, а интернет вещей уже требует сетей 5G.
Для создания новых продуктов и внедрения сквозных технологий необходима новая стратегия по взаимодействию с предприятиями реального сектора. В рамках этой стратегии надо формировать центры компетенций.
Управление изменениями – сложнейший процесс, поэтому цифровая трансформация требует новых подходов и прежде всего инвестиций в профессиональную подготовку и постоянное обучение персонала. Разработчики IT-продуктов, бизнесмены, руководители промышленных компаний констатируют, что мир меняется очень быстро, и тот, кто не успевает за мировыми тенденциями, не имеет перспектив развития. Они считают, что в ближайшее время нецифровых бизнесов в мире не останется. Время требует максимального перехода на цифровой аутсорсинг. И западные компании уже эффективно используют множество инструментов, которые в России пока недооценены.
Встают вопросы комплексной безопасности, доверия и технологического суверенитета не только отдельных компаний, но и целых стран, поскольку ни одна из них не может разрабатывать все технологии. Цифровая трансформация невозможна в условиях изоляции, так как это глобальный процесс, предполагающий использование открытого кода и облаков нового поколения, что в конечном счете повысит «санкционную устойчивость» российских IT-компаний. В этой связи спикеры вспомнили поговорку: «Если хочешь бежать быстро – беги один. Если хочешь идти далеко – надо идти в команде».
К сожалению, государственный аппарат на всех уровнях сегодня не мотивирован и не адаптирован к решению задач цифровой экономики, а российское законодательство в этой сфере колоссально отстает от мировых трендов. Известно, что так называемый закон Яровой обойдется отрасли примерно в 4,5 трлн руб. В этой связи целесообразно привлекать специалистов ИТ-отрасли к выработке государственных решений в этой сфере.
Если цифровая трансформация является одной из ключевых тем российской повестки экономического рывка, то и внимание государства к ней должно быть на максимуме. В этой связи парадигма взаимодействия государства с IT-бизнесом должна из «запретительно-
«Надо не говорить о цифровой экономике с каждой высокой трибуны, а принимать и реализовывать конкретные решения в этой области… Тогда 5 % ВВП России от цифровой экономики превратятся и в 10, и в 15, и в 20 %. Нам нужен и важен диалог с государством», – полагает президент НП «Руссофт» Валентин Макаров.
«Государство и бизнес должны понимать лучше друг друга, лучше взаимодействовать, и это будет важнейшим элементом того организационного механизма, который позволит нам работать в условиях неопределенности», – подчеркнул гендиректор Научно-технологической ассоциации «Инфопарк», председатель комитета Делового совета ЕАЭС по цифровой повестке Владимир Басько.
При этом специалисты отмечают, что все еще нелегко измерить все аспекты новой цифровой трансформации, не удается побороть существующие вызовы и понять, как более полно использовать тот потенциал, который предоставляет новая цифровая эпоха.
Мнение
Игорь Богачев, генеральный директор компании «ЦИФРА» (ГК «Ренова»):
– Искусственный интеллект уже применяется в отраслях. Сложность реального сектора, в отличие от банка, ритэйла или офиса, в том, что это капиталоемкие отрасли. Инвестиции в оборудование и машины огромны и окупаются десятилетиями, и там нельзя осуществить срочную замену оборудования. И здесь появляется возможность для искусственного интеллекта – «выжать» десятки процентов экономического эффекта из существующего парка оборудования и имеющихся активов предприятия. На мой взгляд, соединение старых консервативных производственных подходов с новыми возможностями искусственного интеллекта и возможности применения их без замены оборудования – это и есть тот потенциал, который все хотят реализовать в массе пилотных проектов.
Мы, в частности, реализовали проект в металлургической отрасли, позволяющий сократить время нахождение дуговой сталеплавильной печи под током от одного часа до 41 минуты. И наш клиент считает, что уменьшение времени на плавку дает экономию затрат около 5 %. Если рассчитать экономически, то в масштабах страны ежегодная экономия составит 6,5 млрд рублей конкретного эффекта. Вопрос лишь в том, делать это или нет?
Еще один проект «ЦИФРЫ» совместно с ПАО «Химпром» предусматривает создание аналитической системы с использованием методов глубокого машинного обучения для цеха производства хлорметанов. Система будет выдавать рекомендации оператору цеха по выбору оптимальных параметров и технологических режимов для достижения максимальной производительности. Эта система позволит увеличить выпуск высокомаржинального продукта метиленхлорида до 46 тонн в сутки, то есть ожидается 5 процентный рост на текущих производственных мощностях. Эффект от мероприятия прогнозируется на уровне 11 млн рублей ежегодно, при этом инвестиции окупятся менее чем за год.
В рамках ПМЭФ Фонд Росконгресс презентовал новую информационно-аналитическую систему, интегрированную с новым сайтом Фонда. Система объединяет лучший опыт мировых институтов развития с российскими разработками в области анализа информации и предоставляет быстрый и удобный доступ ко всем материалам крупнейших деловых мероприятий страны, организатором которых выступает Фонд Росконгресс. На сайте представлены выступления, интервью и комментарии около 4 тыс. спикеров, а также богатая библиотека аналитических материалов, созданных Фондом и ведущими международными исследовательскими и консалтинговыми компаниями.
Удобная система навигации позволяет находить необходимую информацию по темам, авторам, названию и месту проведения мероприятий. Эксперты, ученые и институты развития получили уникальный источник информации, структурированной более чем по 800 сессиям и 140 темам повестки развития страны.
– В современном мире успешность определяется умением работать с информацией, с большими данными, – отметил советник Президента Российской Федерации Антон Кобяков. – Будучи структурированной по отраслям, вызовам, компаниям и множеству других параметров, система превращается в эффективный инструмент для фиксации основных трендов, определяющих перспективы глобальной экономики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий